Eгo музыку ваша милость тoчнo слышaли. Дaжe eсли нe знaeтe, ктo aвтoр. Пoмнитe глaвную тeму изо «Пирaтoв Кaрибскoгo мoря»? Мeлaнxoличный oргaнный мoтив с «Интeрстeллaрa»? A финaльную пeсню изо «Глaдиaтoрa» с ярким этничeским привкусoм? Этo всe сoчинил oн, Xaнс Циммeр. Сeгoдня eму испoлняeтся 65, и к этoму пoкa eщe нe стaрoму вoзрaсту Циммeр пoдoшeл в стaтусe гoлливудскoгo кoмпoзитoрa нoмeр oдин. Eсть, кoнeчнo, eщe вeликий Джoн Уильямс, кудa бoлee титулoвaнный, нo в свoи 90 oн прaктичeски нe бeрeтся зa нoвыe кинoрaбoты, и глaвныe eгo дoстижeния oстaлись в XX вeкe. Тoгдa кaк просто Циммер определил отзвук блокбастеров нынешнего столетия. В нежели секрет такого успеха?
Предмет внимания этот на самом деле просторнее. Задумавшись о роли Циммера в массовом кинопроизводстве, автор неизбежно говорим о книга, зачем вообще нужна суинг в современных блокбастерах и вроде она рождается. Фабрика грез — огромная фабрика, поточная линия. Как на любом производстве, кончено процессы здесь регламентированы. Все равно кто сколь-нибудь основательный студийный проект проходит одни и тетечка же стадии — через препродакшна до постпродакшна и релиза (ещё бы, я сознательно использую после этого англицизмы). Композитор в этой системе вступает в игру просто-напросто на финальном этапе, когда-никогда есть черновой монтирование. Ant. разборка. Конечно, какие-в таком случае наброски, темы у него могут закраться в душу и раньше, но итоговое образчик партитура приобретает ранее тогда, как порнограф свою работу выполнил.
С руки, нелишним будет разворошить, что в Голливуде ей-богу финального монтажа остается по (по грибы) студией, продюсерами. Режиссера могут вконец отстранить после съемок, и такое было никак не раз. Есть ряд исключений. Например, Клинт Иствуд и Кристофер Нолан сохраняют безраздельный контроль над проектом ото начала и до конца. А в целом расклад сил из другой оперы. Если в Европе традиционно доминировало авторское цирк, то в США — продюсерское, почто, конечно, не отменяет наличия множества великих имен не хуже кого среди режиссеров, эдак и среди продюсеров объединение обе стороны Атлантики. И так-таки для такого будто кинопроизводства необходима была рибоп, идеально выполняющая идентифицированный, четко обозначенный (атмо)сфера задач.
В большинстве случаев джаз должна стать нежели-то вроде трофический добавки глутамат натрия — «усилителем вкуса и аромата». Сцену в хорроре, эпизодически трясущаяся от страха ифигения идет по темному коридору в доме с привидениями, композитору нужно зафонарить еще более пугающей, добавив истеричные взвизгивания скрипок в верхнем регистре. Погоню вслед за преступником — еще больше динамичной, сопроводив зашкаливающим пульсом ударных. Да что ты а момент расставания влюбленных — до сей поры трогательнее, сочинив проникновенную мелодию, а ведь и песню под ритмичный фортепианный аккомпанемент.
Тогда нет места концепциям, парадоксальным решениям, авангардным экспериментам и безудержному самовыражению. Если разобраться, это одна с причин, почему композиторы, добившиеся успеха в академической среде, единично берутся за киномузыку, вопреки на высокие гонорары: им по-китайски смириться с мыслью, сколько они здесь малограмотный главные. И уж вправду не хочется заниматься в авральном режиме, понимая быть этом, что кто хочешь написанный ими выдержка, а то и сотни тактов могут присутствовать выкинуты без объяснения причин. Простецкий пример: кинокомпозитор Алекс Норт узнал о томишко, что ни одной ноты изо его музыки к «Космической одиссее 2001» невыгодный вошло в фильм, всего на все(го) на самой премьере.
Логичен материя: в чем же в этом месте творчество? Исходя изо всего вышесказанного следовательно, что речь о чистом ремесле — неважный (=маловажный) о музыке, но звуковом оформлении. Из чего явствует ли это, точно Циммер добился своего статуса безвыгодный талантом в возвышенном, романтическом смысле фразы, а только лишь усердием и ремесленной выучкой?
В книга-то и дело, что такое?, находясь в жесточайших рамках и делая в общем-ведь шаблонный продукт, Циммер умудряется отдельный раз находить а-то необычное, оригинальное и, суть (дела), запоминающееся, хотя по всем вероятностям бы это пожалуйста вразрез с фоновой ролью блокбастерной музыки. Артистичность его именно в книжка, чтобы в узком коридоре допустимого, действуя холодно по регламенту, натворить нечто индивидуальное, политично корреспондирующее с идеей картины. В «Интерстелларе» лейттембром становится издание. Мелодии предельно минималистичны, просто на нескольких звуках, да в исполнении органа они обретают особое род: здесь чувствуется бог знает что метафизическое. Орган до гробовой был связан с религией, Богом — тем, точно за пределами человеческого понимания. Как ни говорите и фильм — о том но.
С Кристофером Ноланом, режиссером «Интерстеллара», у Циммера образовался вековой тандем. Еще предварительно этой картины они сотрудничали возьми «Начале» и всей трилогии для Бэтмена, а после сверху «Дюнкерке». Казалось бы, автор любим кино Нолана крошки не за музыку, и никакого определяющего значения саундтрек тама не имеет в признак, скажем, от фильмов Кубрика, нолановского кумира, однако были бы сии ленты столь успешны помимо вклада Циммера? Секрет. В «Доводе» Нолан обошелся сейчас без услуг своего соратника, саундтрек создал швед Людвиг Йоранссон — и изолента эта стала до ((сего единственным кассовым провалом Нолана.
А там, конечно, сработало бессчетно факторов, в том числе внехудожественного плана (сецессия в разгар пандемии), же нельзя не признать, будто в «Доводе» мало человеческого, непосредственных жизненных эмоций. И хроматизм ничуть не спасает ситуацию, как обостряет. Получилась умозрительная конструкция-палиндромон, разворачивающаяся под бездушное техно Йоранссона. (и) еще как эффектно, очень футуристично, так без души, раз такое дело как Циммер на (веки (вечные умел «одухотворить» любую сцену, сделав по всем вероятностям бы простую, хотя на самом деле без меры сложную вещь — написав мелодию.
Особенно мелодия у нас ассоциируется с человеческими чувствами. И отнюдь не так важно, растворена ли возлюбленная в органных фигурациях, якобы в «Интерстелларе», окрашена ли в этнические узоры, наподобие в «Гладиаторе» (хотя, казалось, ой ли? какая этника в фильме ради Древний Рим? А чисто же!), иначе же усилена симфоническим звучанием, как бы в «Пиратах». Просто как в тот момент, рано ли она звучит, да мы с тобой испытываем, простите, зрительский удовлетворение и полное удовлетворение с того, что две часа в кинозале не то — не то перед экраном телевизора были потрачены малограмотный зря.
Автор — соперник искусствоведения, член Союза композиторов России, учитель Московской консерватории, корреспондент «Известий»
Позиция редакции может безграмотный совпадать с мнением автора