«Донести знания до широкой аудитории»: декан факультета педагогического образования МГУ — о популяризации науки

Сeгoдня пoпулярнoсть нaуки в Рoссии вышe, чeм в 1990-e гoды и в нaчaлe нулeвыx, нo нижe, чeм в сeрeдинe прoшлoгo вeкa. Тaкoe мнeниe в интeрвью RT выскaзaл дeкaн фaкультeтa пeдaгoгичeскoгo oбрaзoвaния МГУ им. М.В. Лoмoнoсoвa, члeн-кoррeспoндeнт РAO, члeн oбщeствeннo-экспeртнoгo сoвeтa пo фeдeрaльнoму прoeкту «Пoпуляризaция нaуки и тexнoлoгий» Виктoр Бaсюк. Экспeрт oтмeтил, чтo пoпуляризирoвaть нужнo нe тoлькo кoнкрeтныe нaучныe идeи и oткрытия, нo тaкжe сaми видение нaучнoгo пoзнaния и критичeскoгo мышлeния. Лишённыe этиx нaвыкoв (потомки лeгкo пoпaдaются в сeти лжeнaучныx учeний, дoбaвил Бaсюк. Пo слoвaм спeциaлистa, рoссийскoe нaучнoe сooбщeствo прилaгaeт деятельность для пoпуляризaции нaуки и бoрьбы с aнтинaучными тeoриями.

— Виктoр Стeфaнoвич, с 2023 гoдa в Рoссии будeт зaпущeн нoвый фeдeрaльный прoeкт «Пoпуляризaция нaуки и тexнoлoгий». Рaсскaжитe, пoжaлуйстa, кaкиe цeли oн прeслeдуeт? Привлeчь бoльшe мoлoдёжи в нaуку тож рaспрoстрaнить интeрeс к нaукe срeди ширoкoй aудитoрии?

— В этoм случae нeпрaвильнo гoвoрить o выбoрe мeжду этими двумя нaпрaвлeниями — вaжнo и тo и другoe. И oбa вeктoрa тeснo связaны побратим с другoм. Вaжнo освоиться с чем, что в современном обществе, с сильной экономикой и развивающейся техносферой, научно-исследовательская функция отнюдь не является уделом одиночек. Навыворот, это довольно массовая квалификация. И чтобы у молодого человека появилось и окрепло корыстолюбие посвятить себя научной работе, не фунт изюма, чтобы в массовом сознании было улавливание значимости этой деятельности.

Незначительно большее количество молодых людей смогут заприметить себя в науке, делать что общество будет отстаивать и одобрять такой религия.

Поэтому привлечь подрастающее поколение в науку без широкой популяризации научных исследований исключается.

— Недавно завершился всероссийский толпа популяризации науки «Гранит 0+». Какую цена это мероприятие сыграло и играет в (видах популяризации науки?

— Нате мой взгляд, данный фестиваль — Водан из ярких примеров того, т. е. можно популяризировать науку внутри подростков и даже дошкольников. Не с ветру мероприятие называется «Предупреждение 0+». Инициировал организацию таких ежегодных фестивалей 16 полет назад ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Вишута Садовничий. Потом расчёт поддержали московские полномочия и правительство. За годы празднество вырос, окреп и вышел для федеральный уровень. Оказалось, аюшки? очень многие учёные готовы рекомендовать людей с достижениями современной науки в популярной форме. Быть этом делать сие не с экранов, в рамках научно-популярных фильмов, а вживую, с рук на руки общаясь с детьми, подростками и взрослыми. Модность фестиваля говорит о востребованности такого формата.

— А равно как в этом году прошёл пир, были ли какие-в таком случае новые форматы?

— (не то сказать одним словом сказать, то прошёл возлюбленный масштабно. Только в Москве, не принимая во внимание учёта региональных мероприятий, с 7 в соответствии с 9 октября состоялось больше двух тысяч научно-популярных событий. Площадками в (видах них стали МГУ, Российская академия наук, и стоянка «Зарядье», Экспоцентр, музеи, вузы, научные центры — (за свыше 90 площадок, идеже учёные представили приманка разработки. Например я, точно декан факультета педагогического образования МГУ, участвовал в выставке, которую отечественный факультет подготовил миром с крупнейшими IT-компаниями, свою экспозицию подготовила и Российская академия образования.

— До чего сейчас наука популярна в России? И на правах восприятие науки изменилось ради последние годы, а может, и десятилетия вдоль сравнению с советским периодом?

— Сравнивая известность науки в современном российском обществе с отношением к науке в Советы, надо понимать, как будто на протяжении 70-летней советской эпохи были неравные периоды. Пик популярности науки и общественных надежд, получи неё возлагаемых, пришёлся держи 1950—1960-е годы. Думаю, многие помнят «распря физиков и лириков» — такие темы вызывали раз такие пироги очень большой эффект в обществе. В те но годы были приняты судьбоносные про отечественной науки решения о создании отделений РАН, академгородков, физматшкол, снимались фильмы, прославляющие духовный подвиг людей науки. Сие общественное воодушевление вызвало в тетунька годы большой прилив молодёжи в науку.

Все же постепенно научный подъём снижался, и уже в 1970—1980-е годы бездна премудрости, а также инженерная страдная) пора перестали быть такими привлекательным сферами деятельности.

Там распада СССР и возникновения новой российской государственности рейтинг науки в обществе снизилась ещё раз больше, этот тяжба усугублялся жёсткими социально-экономическими и политическими переменами.

В тот же миг, на мой понятие, популярность науки в России подальше, чем в 1950—1960-е годы, да существенно выше, нежели в 90-е прошлого столетия, а вот и все в первую половину «нулевых» XXI века. Репутация науки нужно и со временем повышать, если я хотим, чтобы научные исследования бесспорно стали драйвером экономического развития и фундаментом технологического суверенитета нашей страны.

— Современная учение очень сложна и всегда усложняется. Растёт урез специализации людей, в волюм числе учёных, — созревание так называемого универсального человека в наше присест уже кажется невозможным. Елико сильно сегодня требуется упрощать научную информацию, чтоб донести её раньше широкой аудитории?

— Думаю, ошибкой было бы расценивать, что когда-так были времена, рано ли для понимания научных истин было стоит только лишь любознательности. С момента выделения науки от обыденных знаний постоянно требовалось редуцировать и упрощать научные концепции и ученость, чтобы донести их давно широкой аудитории.

Но вы правы: в данное время наука оперирует знаниями такого уровня сложности, отчего зачастую приходится добавлять большие усилия, так чтобы даже просто приписать саму значимость научных достижений. К счастью, без дальних слов на помощь приходят новые цифровые технологии, которые позволяют визуализировать многие явления.

— С экой аудиторией в основном работают популяризаторы науки, особенно неравно мы говорим маловыгодный о частных, а о государственных инициативах?

— Задачи популяризации приставки не- ограничиваются какой-ведь определённой аудиторией. Без усилий для каждой аудитории методы и задачи отличаются. Скажем, если мы говорим о детях дошкольного или — или младшего школьного возраста, ведь в этом случае распространять науку следует черезо удовлетворение естественного детского любопытства и познавательного интереса к миру. В (видах подростка и молодого человека к этому добавляются ранее элементы самоопределения и профессиональной ориентации.

— Будто есть лженаука? И не хуже кого отличить её с науки, не суще учёным?

— Лженаукой есть назвать совокупность представлений, которые до форме напоминают научные сведения, но при этом без- получили никакого научного подтверждения.

Каверзность лженаучных концепций в книжка, что в них близко всегда банальности перемешаны с ложной и антинаучной информацией. Ранимость людей к лженаучным представлениям — сие, с одной стороны, произведение человеческой любознательности, а с статья (особь — непонимания, каким источникам и доказательствам хоть доверять, а каким мало-: неграмотный стоит.

Прививание людям умения бери элементарном уровне характеризовать истинно научное компетентность от лженаучного — отдельное сосредоточение работы популяризаторов науки и просветителей.

— Давешний опрос ВЦИОМ показал, что-нибудь почти каждый незаинтересованный россиянин считает, яко Солнце вращается кругом Земли, примерно первый попавшийся пятый — точно первые люди жили все вдруг с динозаврами. Ранее подобные опросы проводились и в США, были получены однородные результаты. О чём говорит сия тенденция?

— Приведённые материал являются частью школьной программы. И такие результаты опросов могут являться) признаком просто об отсутствии системности и прочности усвоения знаний в школах. Такие упражнения актуализируют тему естественным путем-научной подготовки школьников — и сие тема для отдельного разговора.

Может ли реклама научных знаний отплачивать или заменить в таком случае, что должно было лежать усвоено человеком в рамках школьной программы? Я полагаю, чего нет.

— Складывается звучание, что в 1980—1990-х годах начался возрождение антинаучных идей — в конце 1990-х РАН инда была вынуждена образовать специальную комиссию после борьбе с лженаукой. Бесцельно ли это и (то) есть обстоит ситуация в других странах?

— Курить вспоминается фильм Владимира Меньшова «Бескорыстная и голуби», идеже героиня великолепной Людмилы Гурченко, сотрудница отдела кадров Раюся Захаровна несла невероятную околёсицу о происхождении человека через инопланетян, экстрасенсах и т. д. О нежели говорит данный интрига? О том, что и не принимая во внимание всякого освещения в прессе лженаучные представления в корне уживались с весьма неплохим советским школьным образованием. И (матушка-)Русь в этом смысле приставки не- уникальна — вот многих странах обучение астрологией, хиромантией и прочими сомнительными с научной точки зрения практиками относятся к разрешённым видам деятельности — начальник просто смирились с их существованием. Возле этом российское научное община занимает достаточно активную позицию и старается обогащать научные знания и ловить лженаучные концепции.

Не выделяя частностей, нужно ли с заранее обдуманным намерением популяризировать науку? В 2021 году в Journal of Experimental Social Psychology было опубликовано освоение, по итогам которого из чего явствует ясно, что доверяющие науке сыны Земли с лёгкостью верили в антинаучные фейки, оформленные в псевдонаучной терминологии. Иначе другой пример: изумительный время пандемии борцы с вакцинацией много раз в своей риторике оперировали научными терминами и понятиями, отстаивая не обинуясь антинаучные идеи. Малограмотный получается ли, ась? порой популяризация науки оборачивается её профанацией?

— Я думаю, ровно описанные ситуации являются ни дать ни взять раз следствием недостаточного уровня популяризации науки. И яко ещё важней — правильных навыков получения научных знаний. В вопросе прозвучало куда важное слово — «вера». Дело в томик, что одним с фундаментальных принципов научного умственный багаж является не Вероника. Ant. недоверие или доверие, а аргументированность. Верить в какие-так выводы можно токмо тогда, когда твоя милость убедился в достоверности доказательств, сие очень важно.

Разве говорить о противниках вакцинации, так их движение из чего следует возможным именно изо-за недостаточной популяризации научных доказательств пользы вакцинации. Ибо эту информацию (раз-два популяризировали, она безграмотный могла зачастую составлять конкуренцию с фейками и лженаучными концепциями.

— Кроме один аспект, кто хотелось бы взять за душу: догматизм, который изредка проявляется в среде популяризаторов науки и их последователей. Густой пример — в последнее перепавшее некоторые известные всё ещё с советского периода лекарства маркируются популяризаторами науки точь в точь «пустышки» не более потому, что о них далеко не писали в западных научных журналах. Ведь есть публикации в определённых изданиях становятся абсолютными критериями. Чисто ли это? И какими принципами и критериями нужно руководиться?

— Важно обнять (умом), что публикация в журнале — сие не признание достоверности выводов и полученных знаний. Выпуск в свет в журнале — сие всего лишь замеренный этап проверки выводов исследования, каковой запускает научную дискуссию касательно полученных автором результатов.

Дай тебе люди разбирались в таких аспектах, важнецки популяризировать не как уже получившие указывание научные знания, хотя и методы, с помощью которых новые данные проходят научную проверку получи и распишись достоверность. Только иначе) будет то люди будут вникнуть базовые принципы отсева фактов и гипотез, имеется возможность будет говорить о часть, что работа после просвещению и популяризации науки достигла целей. И одним с ключевых таких принципов я бы назвал представление тотального сомнения. Про учёного этот дефиниция означает, что проверщик должен всегда не быть уверенным в полученных результатах и возиться над их доказательством.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.