Как известно цели, которые ставили перед своими творениями создатели первых дронов вряд ли можно было назвать мирными. Но, задуманные изначально как оружие войны, БПЛА быстро привлекли своими возможностями и компании, ориентированные на сугубо мирные потребности гражданского рынка. И, конечно же, привлекли они и внимание целой армии энтузиастов – любителей и профессионалов, реализующих в БПЛА свои, порой весьма неожиданные идеи и концепции. О пятерке дронов, которые, на наш взгляд, вполне могли бы претендовать на название самых необычных роботизированных пилотируемых гаджетов мы остановимся ниже.
Дрон воздух-вода
Все мы привыкли, что дрон – это нечто зависающее или летящее в обозримом пространстве над нашими головами. Взглянуть на дрон с несколько другой точки зрения предложила группа инженеров из Радгерского университета (США). Их дрон, по имени Naviator, не просто парящий в воздухе, но, по замыслу разработчиков, умеющий мимикрировать в настоящую амфибию и совершать подводные рейды в соответствии с поставленными задачами. Надо сказать, что задач таких, на самом деле может быть достаточно много, к примеру, передача оперативной видео сводки при инспектировании подводной основы моста, исследовании подводных загрязнений, выполнении поисково-спасательных работ, в подводной разведке и во многих других случаях.
Возможность погружения под воду заложена в конструкции изначально, но ряд проблем в этой связи инженерам еще придется решить. В частности, как вы обратите внимание на видео ниже, под водой Naviator пока не научился обходиться без проводов и схемотехника обмена радиосигналом дрона и оператора в этом случае еще до конца не доработана. Одной из вероятных альтернативных решений проблемы управления инженеры видят в возможности предварительного программирования аппарата на решение поставленных задач до погружения. В числе приоритетных задач, которые еще предстоит решить — улучшение маневренности, увеличение полезной нагрузки и пороговой глубины погружения.
Путешествуйте вместе с БПЛА в очках виртуальной реальности
Почему бы не насладиться краевидами или какими-нибудь пикантными подробностями с высоты полета дрона воочию? — Однажды задались вопросом американские изобретатели из компании Advance Robotix. Со временем идея обросла плотью и на свет появился квадрокоптер FLYBi, поставляющийся пользователям в комплекте с очками виртуальной реальности. Теперь, чтобы никогда не расставаться с любимым дроном достаточно будет просто надеть волшебные очки и воспарить в воздух, аки птица, просматривая трансляцию в режиме реального времени. Ощущения реальности происходящего усиливаются благодаря высокому разрешению камеры (1080р) и возможности управления камерой с помощью поворота головы. Сам FLYBi весит всего килограмм и способен зависать и летать в воздухи “в тандеме” с пользователем в течение 25 минут, фактически находясь при этом на расстоянии до 2км от оператора.
Для того, чтобы свести к минимуму сам факт столкновения с воздушными преградами дрон комплектуется специальными ультразвуковыми датчиками. В качестве альтернативных способов управления БПЛА предлагаются специальные авторские приложения для смартфона (планшета) или надеваемый на запястье компактный пульт управления. Ребята основательно потрудились над упрощением системы управления, которая дает возможность запускать и пилотировать аппарат даже тем, кто максимально далек от техники. Одна из изюминок FLYBi – уникальная система автоматической замены аккумулятора прямо в режиме полета, что, конечно же, расширяет возможности для наблюдений и исследований.
Проект был представлен на платформе Indiegogo и сумел собрать сумму, троекратно превышающую стартовую планку, установленную авторами изобретения. Очки VR FLYBi Goggles за $399 предлагаются в комплекте, но не обязательны для покупки. Стоимость FLYBi младшей, средней и старшей топовой комплектации (дрон + очки + пульт управления + чехол) без доставки, соответственно, $579, $859 и $979. Старт продаж намечен на июнь 2016 года.
Абсолютно безопасный дрон
Fleye – дрон, который разрабатывался с явной заботой о безопасности пользователя. В отличие от абсолютного большинства беспилотных летающих квадрокоптеров, у этого БПЛА лопасти спрятаны внутри корпуса. Вес Fleye всего 450 гр, а диаметр – 23 см. В состав комплектации вошли: гироскоп, магнитометр, акселерометр, датчик оптического потока и GPS.
Доступное время пилотирования у Fleye 10 минут, максимальная развиваемая скорость – 15 км/час. Съемка ведется с разрешением 1080р. Схема работает на процессоре ARM Cortex-A9 и 512 Мб оперативной памяти и поддерживается ОС Linux.
Fleye представлен на платформе Kikstarter и, судя по темпам, с которым проект продвигается к намеченной цели (€ 175 000) имеет все шансы стать успешным.
Квадрокоптер + квадроног = польза + “квадроощущения”
Здесь фантазия разработчиков явно решила не ограничиваться простым усовершенствованием и уникализацией дрона. Швейцарские инженеры из Высшей технической школы в Цюрихе предложили объединить возможности сразу двух роботизированных устройств – квадронога и квадрокоптера. Ведущая роль в сладкой парочке принадлежит квадрокоптеру, который, управляемый оператором перемещает квадронога по имени StarlETH в нужном направлении, на нужное расстояние, по нужному маршруту. Передав оперативную сводку квадроногу, квадрокоптер приземляется на плоском «крупе» – посадочной площадке квадронога, далее процесс повторяется по необходимости в реальном режиме времени.
Обращаем ваше внимание, что квадроног – вовсе не детище прославленной американской команды Boston Dynamics, а на 95% самый настоящий “швейцарец” с собственной родословной. Его возможности предполагают преодоление препятствий в виде склонов, перемещение в трех режимах – “прогулочный шаг”, “бег трусцой”, “бег с ускорением”. Интересная особенность механизма квадронога – способность его ног имитировать работу мышц, последовательно накапливая и освобождая энергию движения. Процесс перемещения робота обеспечивают уникальные электродвигатели, также разработанные швейцарскими изобретателями.
Длина робопса, от кончика носа – до кончика хвоста – 60 см, масса – 23 кг. При этом StarlETH прекрасно справляется с переноской веса в 25 кг! Несмотря на всю внешнюю комичность такой пары, разработка, по мнению ее авторов может выполнять очень ответственные практические задачи. К примеру, в перспективе это могут быть поисково-спасательные работы. В этом случае для оптимизации сложного маршрута функции квадрокоптера, как гида для квадронога, преодолевающего участок пересеченной местности могут оказаться незаменимы.
Если оба устройства сами по себе демонстрируют вполне рабочие характеристики, то для обеспечения слаженной работы в тандеме этих двух роботизированных персонажей еще потребуются многие часы доработки.
Беспилотник-браслет – ваш персональный селфи-фотограф
Последним в линейке самых невероятных дронов мы решили упомянуть уже успевшего Несмотря на свои миниатюрные размеры, крошке Nixie по всей видимости уготована звездная карьера. Представленный еще в 2014 году на конкурсе Make It Wearable, организованном корпорацией Intel Nixie (на базе Intel Edition) сумел завоевать первую премию, измеряющуюся в круглой цифре $500 000. Основная задача, которая была поставлена перед разработчиками – демонстрация мини-дронов, которые в будущем смогли бы не только успешно конкурировать, но и дать фору существующим образцам БПЛА.
С точки зрения простого обывателя дрон, это чаще всего устройство, которое должно помочь запечатлеть какой-нибудь особенный кадр на природе или в труднодоступных местах. Но что делать, если вы сами хотите оказаться в этом кадре, а не снимать панорамные и пейзажные фото? Как раз в таких случаях на помощь сможет прийти Nixie. При включении режима «setting your camera free» беспилотник начинает не просто парить в воздухе, но при этом и двигаться вслед за вами, удерживая происходящее в кадре. Это открывает поистине безграничные возможности не только для любителей активного отдыха, но и для профессионалов, занимающихся альпинизмом и другими экстремальными видами спорта.
Вес Nixie не дотягивает до 200 гр, что, в свете сегодняшних отечественных реалий
уже в скором времени может оказаться дополнительным преимуществом, а если коптер развернуть, то он легко уместиться на обычном листе. Конечно, с учетом того, что носить мини-дрон разработчики предложили не в рюкзаке или специальной сумке, а на руке, даже такой вес может показаться достаточно внушительным. Но в компенсацию за причиняемые неудобства авторы действительно предложили возможность использовать дрон для “идеального” селфи в самых сложных условиях.