premier.gov.ru
Экс-министр сельского хозяйства Елена Скрынник живёт в роскошном особняке на Лазурном Берегу. Когда Скрынник была министром, в ее декларации о доходах этот особняк не значился. Сейчас бывшая чиновница утверждает, что купила заграничную недвижимость на свои, кровно заработанные в честном бизнесе, который у нее были, конечно же, еще до того как она стала госслужащей. Только вот почему-то швейцарская прокуратура, ознакомившись с расследованием уголовного дела об отмывании незаконно нажитых средств, приняла решение арестовать 60 млн франков, осевших на счетах Скрынник.
В Ницце осел и экс-сенатор Сергей Пугачев, объявленный в розыск Интерполом по делу Межпромбанка. Высокий суд Лондона в 2015 году издал приказ об аресте его имущества на 1,171 млрд фунтов стерлингов по иску российского Агентства по страхованию вкладов. Но Пугачев, проигнорировав судебный приказ, уехал во Францию и пока ничего возвращать российским вкладчикам не собирается.
Бывшие российские сенаторы, к слову, уже вполне могли бы создать за границей клуб любителей бега. Например, в него мог бы вступить экс-сенатор Андрей Вавилов, который с 1992 по 1997 годы еще и послужил «на благо Отечества» в чине первого замминистра финансов. Аккурат к окончанию этой его карьерной ступеньки Генпрокуратура возбудила уголовное дело о хищении около $ 231 млн бюджетных денег. Вавилову тогда обвинение так и не предъявили. В 2007 году Верховный суд РФ все же признал, что в его действиях были признаки мошенничества и злоупотребления полномочиями. Но вскоре после этого, в 2008 году, истек срок давности по уголовному делу и его материалы ушли в архив. А уже в 2009 году, по данным американских журналистов, Вавилов приобрел за $ 37,5 млн пентхаус площадью 770 кв.м. в самом центре Нью-Йорка с панорамными окнами, позволяющими рассматривать мегаполис в диапазоне 360°. И совсем недавно известный американский таблоид в своем расследовании только диву давался, как ловко бывший российский чиновник обстряпывает сделки с элитной недвижимостью -свой пентхаус Вавилов уже удачно пристроил за $ 50,9 млн…
Еще один экс-замминистра финансов (2000-2002 г), а позже и председатель правления Внешэкономбанка (2002-2004 г.) Владимир Чернухин уехал в Лондон вскоре после ареста бывшего замдиректора Департамента международных финансовых отношений, госдолга и государственных финансовых активов Минфина Дениса Михайлова. Последнего обвинили в том, что за вознаграждение предоставлял иностранным государствам-должникам России планы Москвы по взиманию долга (за торговлю гостайной Михайлов впоследствии был приговорен к 10 годам колонии строгого режима). Не потому ли Чернухин укатил так поспешно, что числился в списках тех, кого следствие хотело допросить в первую очередь? В российских СМИ писали, что столь успешная карьера Чернухина (во время его руководства, в частности, Внешэкономбанку удалось стать государственной управляющей компанией, которой достались счета 97 процентов россиян, подпадающих под пенсионную реформу) стала возможной, благодаря протеже Михаила Касьянова. А позже и британские СМИ наперебой заговорили о Чернухине. Впервые — когда он в 2006 году купил за 72 млн фунтов стерлингов в Лондон-Сити настоящий шедевр архитектуры — бывший офис Midland Bank. Потом, когда в 2007 году хотел купить новый самолет Hawker 4000 стоимостью 17 миллионов долларов США. И, наконец, когда в 2014 году на предвыборном аукционе по сбору средств, организованном в Лондоне Консервативной партией, победила супруга Чернухина, которая за 160,000 фунтов стерлингов получила право сыграть в теннис с Дэвидом Кэмероном…
У Андрея Бородина, пока он был главой Банка Москвы, куда-то девались 366 млрд рублей. Обнаружив «пропажу», государство возбудило против Бородина уголовное дело. Примерно в это же время он купил в Лондоне один из самых дорогих особняков. Чем он хуже Чернухина?
Вот интересно, как все эти наши беглые олигархи объясняют своим новым соотечественникам, в чем секрет их финансового успеха?
А объясняться им придется. Лондон, который является привлекательным местом для богачей со всего мира, среди которых есть и те, кто заработал свои капиталы не честно, затеял серьезную борьбу «за чистоту своих рядов». 27 апреля этого года королева Великобритании утвердила одобренный Парламентом закон «О криминальных финансах», согласно которого в случае, если источники приобретения какого-либо дорогостоящего актива (более £100 000) кажутся подозрительными, можно обратиться в суд с запросом к собственнику дать необходимые разъяснения. Если суд они не удовлетворят, имущество будет арестовано. «Британские» россияне, к слову, в этом плане на особом счету. Недвижимость, купленная нашими соотечественниками в качестве инвестиций и запасных аэродромов, оказалась в серьезной зоне риска.
Угроза лишиться всего, что «нажито непосильным трудом», а том числе и на госслужбе, нависла над бывшими чиновниками и бизнесменами, проживающими и в других странах. Механизм глобального автоматического обмена информацией между государствами уже запущен. Россия в 2016 году тоже подписала это соглашение. И сейчас все говорит за то, что идея англичан спрашивать, откуда взялись большие деньги, в скором времени тоже начнет действовать как в других странах Европы, так и в России.
Как тогда бывший российский госслужащий сможет объяснить суду, откуда у него взялись деньги на особняк, произведения искусства, драгоценности, шикарные автомобили и игру в теннис с Дэвидом Кэмероном? Даже если он купил их десяток лет назад? Скорее всего, со всем этим придется расстаться.
Между тем, в Китае правоохранительные органы уже сумели вытащить из-за рубежа более 2,5 тысяч коррупционеров, сбежавших вместе с капиталами. Для этого в Поднебесной была предпринята двухгодичная кампания под названием «Небесная сеть». Китайцы хорошо поработали, чтобы вернуть на родину не только проворовавшихся госслужащих, но и 8,6 миллиарда юаней (около $ 1,25 млрд). Мало того, эта кампания сильно отбила желание у других воровать и сбегать. Особенно на госслужбе.
Китайцы широко открыли глаза на проблему коррупции и получили неплохой результат. Вот и нашим правоохранителям давно пора прекратить смотреть на сбежавших и только намылившихся за границу нечистых на руку чиновников с определенным прищуром.