Сцена из оперы «Богема». Фото: предоставлено Михайловским театром
О КОНФУЗЕ.
С «Богемой» история такая. Года четыре назад в репертуаре Михайловского появилась постановка французского режиссера Арно Бернара. Милый спектакль, в котором постановщик выступил еще и сценографом, и художником по свету. Умирающая Мими в финале была засыпана алыми розами, а массовые сцены несли на себе явный отпечаток стилистики мюзикла. И вот конфуз: всемирно известный режиссер Роберт Карсен, которому из далекой Северной Пальмиры доставили подробное описание спектакля, усмотрел в нем явное сходство с собственной постановкой во Фламандской опере.
Руководство Михайловского приняло единственно верное в подобной ситуации решение: приобрести лицензию на перенос спектакля Карсена на свою сцену и поставить его в точном соответствии с авторским оригиналом, который (что неудивительно) оказался гораздо более талантливым и тонким, чем ворованная и упрощенная копия Бернара. Музыкальным руководителем постановки стал на этот раз Михаил Татарников, который исполнил гениальную музыку Пуччини с мастерством и искренностью музыканта, великолепно чувствующего стилистику и образный мир композитора, в творчестве которого традиционная романтическая интонационность совмещается с ментальными особенностями ХХ века. Партию Рудольфа на премьере исполнил Нажмиддин Мавлянов, для которого этот выход на сцену оказался не самым удачным в жизни. Состояние здоровья не позволило певцу продемонстрировать в полной мере свои неординарные вокальные возможности. И все же сила воли и артистизм тенора победили плохое самочувствие. Его партнерша Татьяна Рягузова была очень выразительна и трогательна в роли Мими. Режиссура Роберта Карсена, которая может быть радикальной, а может удивлять бережностью и трепетностью отношения к авторским смыслам, в данном случае удачно сочетала оба принципа. Его «Богема» далека от бытового реализма: это поэтическая и весьма эстетизированная повесть о молодых и легкомысленных людях, для которых нищета — повод для шутки, свобода ценнее любви, а смерть — нелогичная развязка, которой просто нет места в их богемном порхании по жизни. Именно поэтому в спектакле много иронии, мюзикловых приемов. Смерть Мими в финале становится полной неожиданностью для героев. И даже искушенная публика, которая отлично знает, что все кончится как нельзя трагичнее, переживает эту смерть как нечто неправильное, нелепое — как будто бы ворвавшееся из другого жанра.
После спектакля Владимир Кехман рассказал обозревателю «МК» о планах Михайловского театра на новый сезон, а также о том, может ли его личное банкротство отрицательно сказаться на работе в государственном театре.
— Стопроцентная заполняемость зала — это уникальный рекорд, который означает главное: к нам ходит публика. И поэтому для нас не принципиален вопрос, как именно формируется репертуар: переносы это или новые постановки. Это проекты, которые подходят театру. Московские критики к нам перестали приезжать. И в Михайловский, и в Новосибирск. И избавили меня от сомнений, от оглядок на некое «авторитетное» мнение.
Безусловно, мы готовимся к празднованию в 2018-м Года Петипа, оригинальный портрет которого стоит у меня в кабинете. Интересные балетные постановки будут этому посвящены. Что касается оперы, то у нас намечаются оригинальные проекты: один с Юргеном Флиммом, который поставит «Фальстафа» Верди с молодым российским режиссером Славой Стародубцевым и руководителем Лозаннской оперы Эриком Вижье — он будет ставить «Севильского цирюльника». Забавно, что Стародубцев никогда не бывал в Михайловском театре, просто не мог сюда попасть. В прошлом сезоне мы выпустили «Волшебную флейту» Моцарта, и ее успех — и у публики, и у труппы, и у оркестра — нас вдохновил на дальнейшую работу с гениальной музыкой Моцарта. Мы будем делать несколько произведений Моцарта. И это будут только оригинальные постановки.
О БАНКРОТСТВЕ…
На мою работу в Михайловском театре это не может повлиять — у меня контракт до 2020 года как с художественным руководителем театра. Что касается Новосибирска, то минимально полгода я буду находиться на своей должности, а там мы увидим, каким образом закон позволит мне остаться гендиректором, чего бы я хотел. Но если закон этого не позволит, то я стану первым человеком в нашей стране, кто пройдет процедуру отречения от должности через банкротство.
О СВАДЬБЕ.
2 октября я женюсь. И это будет происходить в театре, где сыграют детский балет «Чиполлино» — обычный афишный спектакль, на который можно купить билеты. В нем примут участие танцовщики со всего мира. Они будут танцевать для меня и моей невесты Иды. И все, кто придет по моему приглашению, будут с детьми. Ведь итог семьи — это дети.