В глобальных условиях умеренного и неравномерного подъема экономики надежное управление государственными финансами может решить трудную задачу обеспечения роста и занятости .
В последнем выпуске «Бюджетного вестника» МВФ отмечает влиятельные факторы, содействующие процессу восстановления экономики во многих странах. Снижение цен на нефть, благоприятствующая росту денежно-кредитная политика и более медленные темпы бюджетной корректировки — все эти факторы играют свою роль.
Вместе с тем, в докладе делается предупреждение, что повышенные бюджетные риски сохраняются. Страны с развитой экономикой сталкиваются с тройной угрозой низкого роста, низкой инфляции и высоких уровней долга.
В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах наблюдается замедление роста и увеличение издержек, связанных с колебаниями на финансовых рынках и колебаниями обменных курсов. Экспортеры нефти и биржевых товаров страдают от снижения доходов.
Продуманное налогообложение и расходы, а также прочные бюджетные основы могут коренным образом изменить ситуацию.
«Налогово-бюджетная политика по-прежнему играет важнейшую роль в укреплении доверия и поддержке роста», — заявил Витор Гаспар, директор департамента по бюджетным вопросам МВФ.
В последнем выпуске «Бюджетного вестника» МВФ, который выходит два раза в год, выделяются три направления для действий:
• укрепление бюджетных основ,
• реформа энергетических субсидий,
• использование налогово-бюджетной политики для стабилизации производства.
Долг по-прежнему замедляет рост стран с развитой экономикой
Государственный долг продолжает сдерживать рост.
Несмотря на значительные усилия, предпринимаемые с 2010 г., среднее отношение долга к ВВП в странах с развитой экономикой по-прежнему превышает 100%.
Предполагается, что в ближайшие годы это отношение будет снижаться лишь медленными темпами, а прогнозы долга для некоторых стран были пересмотрены в сторону повышения.
В Соединенных Штатах влияние глобальных рыночных сил требует сбалансированных надлежащим образом мер политики, в том числе дальнейшего четкого информирования о мерах в денежно-кредитной сфере. Вероятность плавной корректировки ситуации на рынке будет выше, если будет обеспечиваться широкое рассмотрение и интерпретация ключевых экономических переменных, с учетом того, что денежно-кредитная политика в настоящее время в значительной мере зависит от данных. Однако рыночные ожидания могут расходиться с прогнозами ФРС с последующим ростом напряженности на рынке и повышением рыночных рисков и рисков ликвидности.
Работе по сокращению долга способствует более активный, чем ожидалось, рост в ряде стран, таких как США. Но ей препятствуют низкие уровни инфляции во многих странах с развитой экономикой, в первую очередь в зоне евро.
В США и других странах с крупными небанковскими финансовыми системами можно способствовать повышению стабильности за счет решения проблем неликвидности и устранения потенциальных вторичных эффектов путем укрепления структур рынка.
Рост и инфляция могут существенно уменьшить бремя долга. Если Австралия, Италия, Португалия и Япония смогли бы достичь к 2017 г. номинального роста, равного 4%, их отношение долга к ВВП могло бы снизиться к 2020 г. на 10 процентных пунктов.
В Японии действенность количественного смягчения денежно-кредитной политики зависит от мер политики, которые его поддерживают. Принципиальное значение имеет
непреклонное проведение второго и третьего пакетов мер абэномики (налогово-бюджетных и структурных реформ). В случае неполноты проведения этих реформ снижается вероятность успеха предпринимаемых усилий по выводу экономики из дефляции. Банку Японии следует рассмотреть вопрос об укреплении эффектов перебалансирования портфелей, создаваемых его покупками активов, за счет увеличения доли частных активов в этих покупках и распространения программы на более долгосрочные государственные облигации, что необходимо для достижения его целевого показателя инфляции на уровне 2%.
Страны с формирующимся рынком и страны с низким доходом
Средний дефицит в странах с формирующимся рынком, странах со средним и низким уровнями доходов увеличивается и, как ожидается, повысится в 2015 г.
Страны-экспортеры нефти теряют значительные доходы из-за резкого падения цен. Хотя некоторые страны в ответ на это ужесточают налогово-бюджетную политику, другие адаптируются к шоку за счет увеличения дефицитов.
В Китае общим приоритетом должно стать создание условий для упорядоченной коррекции эксцессов при сокращении самых рискованных направлений теневой банковской деятельности. В то же время для упорядоченного уменьшения доли заемных средств требуются комплексные меры политики, позволяющие добиться того, чтобы замедление роста кредита
происходило постепенно. В случае необходимости потребуется также обеспечение работы механизмов для упорядоченной реструктуризации долгов предприятий и закрытия нежизнеспособных фирм.
Изменчивость на финансовых рынках, оттоки капитала и колебания обменных курсов повышают стоимость финансирования для таких стран, как Бразилия, Россия и Эквадор.
Недавняя вспышка лихорадки Эбола создала дополнительную нагрузку на уже и без того хрупкую инфраструктуру в Гвинее, Либерии и Сьерра-Леоне.
Эти страны были первыми бенефициарами недавно созданного МВФ трастового фонда для ограничения и преодоления последствий катастроф.
Этот фонд будет обеспечивать облегчение бремени задолженности стран, переживших кризисы общественного здравоохранения подобного рода и иные катастрофы.
Направления действий
В «Бюджетном вестнике» МВФ выделяются три основных рекомендации.
Во-первых, в нем рекомендуется укреплять бюджетные основы для управления рисками государственных финансов и обеспечения устойчивости долговой ситуации.
Эффективное управление может способствовать достижению макроэкономической стабильности и росту.
Во-вторых, падение цен на нефть создает возможность реформы энергетических субсидий и налогов на энергоресурсы. Свыше 20 стран, в том числе Ангола, Египет, Индия, Индонезия, Кот-д’Ивуар и Малайзия, приняли меры по сокращению энергетических субсидий.
Установление оптимальных цен на энергоносители было бы полезно для экономики, окружающей среды и здравоохранения.
Оно помогло бы правительствам в проведении мер по бюджетной консолидации или осуществлении дополнительных инвестиций в таких важных сферах, как образование и здравоохранение.
В странах с развитой экономикой можно снизить налоги на рабочую силу, компенсировав это повышением налогов на энергоресурсы.
В-третьих, в аналитической главе «Бюджетного вестника» объясняется, почему стабильные макроэкономические условия благоприятствуют росту. В результате анализа опыта 85 стран за три десятилетия делается четкий вывод.
Налогово-бюджетная политика может стабилизировать объем производства и привести к ускорению роста примерно на 0,3% в год.
В блоге Ксавьер Дебрун из МВФ суммирует это так: органам государственного управления необходимо сберегать средства в хорошие времена, с тем чтобы они могли стабилизировать объем производства во времена неблагополучные.