Add to Flipboard Magazine.
Москва, 22 мая — «Вести.Экономика». Мировые рынки беспокоит потенциальный импичмент Дональда Трампа и, как следствие, откат его инициатив по поводу сокращения ставки налога на прибыль с 35% до 15% .
Михаил Федоров
Однако потенциальный импичмент — дело долгое, тем более если Трамп будет бороться за свою позицию. Поэтому, думаю, политические баталии по поводу персоны Дональда Трампа будут то затухать, то возобновляться, и рынки вполне могут даже привыкнуть к этому. Другой вопрос — сами экономические инициативы Дональда Трампа и их потенциальное влияние на экономику и бюджет США. Вот по ним у меня возникают вопросы.
В текущем финансовом году, который будет продолжаться до конца сентября сего года, новые инициативы Трампа не так важны, поскольку в деле уже принятый еще Обамой бюджет, на текущий финансовый год. Другое дело — следующий финансовый год, который наступит 1 октября 2017 года и который уже будет включать инициативы Трампа по налоговой реформе. И вот следующему бюджету США — у меня логика не совсем понимает, то каким будет бюджет США.
Трамп хочет снизить налог на прибыль с 35% до 15%. Выпадающие доходы, как заявляют в его администрации, бюджет получит за счет увеличения базы налогообложения, поскольку более низкий налог должен простимулировать компании для вывода бизнеса и прибыли в США из других стран и в том числе офшоров. И тут возникает вопрос: если построить модель, где база налогообложения равна $100, то при налоге 35% общий сбор налогов будет равен $35. Если снизить налог до 15%, то будет $15, если при этом база налогообложения вырастет до $200, то есть в 2 раза, то общий сбор будет только $30, что меньше старых $35. Получается, что даже увеличение базы в два раза приведет к сокращению налоговых доходов. Причем надо понимать, что рост базы в два раза — это запредельное значение. США, конечно, могут повысить базу налогообложения, скажем, на 10-20%, за счет того, что американские компании действительно значительно сократят свою деятельность в других странах и привезут прибыль в Америку, но и это займет годы. И даже в этом случае общий налог будет $18 вместо $35.
В структуре доходов федерального бюджета США доля налога на прибыль равна примерно 12%, чуть более $400 млрд. В случае если в будущем бюджете США будут заложены новые, уже озвученные Трампом ставки, то стоит ожидать падения поступлений по налогу на прибыль примерно раза в два до примерно $200 млрд. При этом бюджет недосчитается также примерно $200 млрд.
Сумма очень значительная, это увеличение дефицита бюджета на более чем 1% от ВВП. Но при этом Трамп ведь хочет сокращать государственный долг США, который сейчас составляет $19,8 трлн. И вопрос, как может быть, что 2+2=5. Как Трамп, увеличивая потенциальный дефицит бюджета, хочет остановить рост долга США. В прошлом 2016 финансовом году дефицит бюджета США составил $587 млрд. Если к ним добавить еще и потери от выпавших доходов по налогу на прибыль, то бюджет на 2018 г. получит потенциальный дефицит в размере $800 млрд, а это значит, что долг правительства США, продолжит расти быстрыми темпами.
Поэтому в реформе Трампа и его желании сократить государственный долг есть, видимо, и недосказанные вещи. Понижение налога на прибыль — это был «пряник», и его озвучили. Но, видимо, будет и «кнут» в виде повышения ставок налогообложения. Трамп неоднократно заявлял о вероятном поднятии таможенных пошлин. И для полноты картины, чтобы закрыть $800 млрд в бюджетной дыре США, чтобы долг перестал расти, нужно эти $800 млрд где-то найти. Повышение пошлин на импорт, если речь не будет идти о драконовских пошлинах, также не может дать все эти $800 млрд. Импорт в США равен сегодня $2,7 трлн, и даже если поднять пошлину на импорт по всем группам товаров на 10%, то бюджет получит только $270 млрд. Поднятие пошлин на 30%, которые нужны для бездефицитного бюджета, просто нереально представить. И, по-видимому, пошлины — это не единственный дополнительный источник доходов по Трампу. Ходят слухи о том, что в США всерьез обсуждают введение нового для США налога, который есть у нас в виде НДС (налога на добавленную стоимость). Это слухи, но мы живем во время, когда слухи часто становятся реальностью.
Если Трамп введет НДС, даже по щадящей ставке, например 10%, где налогооблагаемая база будет не весь ВВП, а, скажем, чуть больше половины, в размере $10 трлн, то тогда федеральный бюджет очень легко может собрать дополнительно $1 трлн в виде дополнительного дохода. А такой объем поступлений уже позволит иметь профицит бюджета, который в свою очередь позволит начать действительно сокращать величину государственного долга США. И балансы у Казначейства США придут в норму.
Для населения США это будет означать, по сути, разовую инфляцию всех потенциально налогооблагаемых товаров на 10%. Американцы это вполне могут пережить. Но НДС, будучи легким способом по извлечению доходов для бюджета, таит в себе и негативные моменты. Во-первых, это дополнительное администрирование, во-вторых, это то, что НДС делает инвестиции более дорогими. Если раньше кирпич стоил $1, то с НДС 10% он будет стоить $1,1, так же как и промышленное оборудование, фабрики и все остальное. И если пошлины на импорт будут также выше, скажем, на 10%, то немецкий или японский промышленный робот будет стоить на 21% дороже в сравнении с нынешней ситуацией. Но это негатив, в долгосрочной перспективе делающий инвестиции в США на 10% или даже 20% менее привлекательными по сравнению с Китаем, где нет НДС и кирпич как был $1, так и останется $1.
И в этой истории очень спорно, что лучше для инвестиций и роста экономики: налог на прибыль, равный 35% без НДС, или налог на прибыль 15% с НДС 10%. Косвенные налоги с фискальной функцией — очень легкий способ заработать деньги, но является ли это позитивом, вопрос очень спорный.
Ввиду этого, независимо от истории с импичментом, Дональд Трамп может не порадовать рынки США своими последующими инициативами в виде «кнута» после «пряника». И у фондового рынка США еще будет повод упасть.
Федоров Михаил, ведущий аналитик «Абилити Капитал»