В ГЦСИ открылась выставка номинантов на премию в области современного искусства


фото: Мария Москвичева

Фрагмент проекта Хаима Сокола «Спартак: times new roman».

…Итак, правила игры остались те же — в госконкурсе пять номинаций, в каждой из них — по пять претендентов. Победители получат денежные призы: автор лучшего произведения визуального искусства — 800 тыс. руб., лучший кураторский проект и победитель номинации «Теория. Критика. Искусствознание» — по 500 тыс. руб., лучший региональный проект — 400 тыс. руб., а лучший молодой художник (номинация «Новая генерация») — 200 тыс. Двух лауреатов традиционно объявляют заранее: на этот раз 600 тысяч премиальных за творческий вклад в развитие современного искусства получит один из отцов-основателей московского концептуализма и группы «Коллективные действия» Андрей Монастырский, а Михаила Пиотровского отметят во внеконкурсной номинации «За поддержку современного искусства» (правда, денег не дадут, не предусмотрено).

Собственно, Пиотровский и Монастырский открывают выставку «Инновации» в ГЦСИ. Но основное внимание приковано к тем, кому только предстоит побороться за награду. На самом видном месте — в центре зала — расположился один из фаворитов премии: проект Хаима Сокола «Спартак: times new roman». Полуразрушенная триумфальная арка, в которой поселился дворник, и бушующий за ней мятеж мигрантов — это смоделированная художником революция снизу, возможная в реальности, что, впрочем, не влияет на отношение к тем, кто ежедневно метет московские улицы. «Россия — странное место. Здесь война воспринимается как игра, а игры художников — как война… Рим, в который играю я, — это Рим угнетенных, где история не умерла, но спряталась во время игры «в прятки» в унылой повседневности», — считает автор.

Политических и социальных проектов на «Инновации» — большинство. Так, «Тереза» — творческий союз художников и секс-работниц — показывает кукольный спектакль «Пояс Афродиты». В постановке, основанной на реальных историях куртизанок, правдивость смешалась с абсурдом и откровенными образами героев. Другой претендент на главный приз, группа «Куда бегут собаки», рассуждает над другой социальной коллизией — над сопоставлением реального и виртуального миров. Их эксперимент с лабиринтом, по которому бегают настоящие мыши и мыши-проекции (никогда не встречаясь), имеет значение не только для искусства, но и для науки и философии.

Среди кураторских проектов — больше арт-исследований. В этой номинации большие шансы у Юлии Аксеновой и Саши Обуховой, организовавших в музее «Гараж» выставку «Перформанс в России: Картография истории», куда вошло более 150 акций за сто лет. И у Анны Романовой с Галиной Метеличенко, создателей мультимедиавыставки «Острова Юрия Соболева». Им в спину дышит Петр Белый, создавший с помощью 50 авторов особую арт-среду в бывшем конструкторском бюро, и Полина Борисова и Кирилл Кто, подготовившие ретроспективу погибшего уличного художника Паши 183.

В номинации «Новая генерация» выделяется «Лаборатория городской фауны» — эксперимент Алексея Булдакова и Анастасии Потемкиной, исследование паразитических и симбиотических отношений людей, животных и растений в городе. И еще одно арт-исследование городской среды — работа Леры Лернер, нашедшей ярких персонажей, выпадающих из логики привычной жизни.

Чей художественный взгляд на социальную и политическую действительность окажется ближе жюри премии, станет известно в апреле: церемония награждения пройдет 21-го числа.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.