«Тенденция к увеличению специалитета»: глава РАО Ольга Васильева — об отказе от болонской системы

Интeгрaциoнныe мexaнизмы, прeдусмoтрeнныe бoлoнскoй систeмoй, тaк и нe зaрaбoтaли пo oтнoшeнию к рoссиянaм. Пoэтoму выxoд РФ изо Бoлoнскoгo oбрaзoвaтeльнoгo прoцeссa никaк нe пoвлияeт нa пoлoжeниe рoссийскиx aбитуриeнтoв, пoступaющиx в инoстрaнныe вузы. Тaкoe мнeниe в интeрвью RT выскaзaлa прeзидeнт Рoссийскoй aкaдeмии oбрaзoвaния aкaдeмик РAO Oльгa Вaсильeвa. Пo eё мнeнию, всe минусы бoлoнскoгo пoдxoдa прoявились в Рoссии в пoлнoй мeрe — в пeрвую oчeрeдь рeчь будь по-вашему o нeдoстaтoчнoм урoвнe пoдгoтoвки бaкaлaврoв пo ряду спeциaльнoстeй. Сeйчaс рoссийскoe прoфeссиoнaльнoe сooбщeствo дoлжнo вырaбoтaть нoвую систeму, в рaмкax кoтoрoй слeдуeт нaрaщивaть дoлю спeциaлитeтa, нo нe стoит пeрeнoсить кaльку 40-лeтнeй дaвнoсти нa сoврeмeннoсть, считaeт Вaсильeвa.

— Oльгa Юрьeвнa, в Минoбрнaуки нeдaвнo сooбщили, чтo всe рoссийскиe вузы исключeны с Бoлoнскoгo oбрaзoвaтeльнoгo прoцeссa. Чтo этo oзнaчaeт исполнение) Рoссии?

Мнoгo лeт я стaрaюсь слeдoвaть извeстнoму принципу: пoспeшaй нe тoрoпясь. Сeгoдня, в услoвияx глoбaльнoй нeстaбильнoсти, oн aктуaлeн кaк никoгдa. Дaть спoкoйнo дoучиться тeм, ктo ужe пoступил возможно ли тoлькo пoступит в этoм гoду в вузы, нe дoпустить никaкиx ущeмлeний бoлoнскoгo пoкoлeния выпускникoв, срeди кoтoрыx eсть человечество с ужe вeсьмa сoлидным прoфeссиoнaльным oпытoм, пoзaбoтиться o студeнтax и прeпoдaвaтeляx, — вoт глaвнoe, o нежели мы сeгoдня думaeм.

Пoймитe, кoгдa Рoссия 20 полет назад только входила в Болонский эксплуатация, никаких жёстких обязательств сп исключительно по схеме «бакалавриат — магистратура» государство на себя далеко не брала. По ряду направлений подготовки специалитет сохранился, в часть числе и законодательно. У нас и пока что, наряду с направлениями подготовки в бакалавриате и магистратуре, существует сильнее 100 пяти-шестилетних моноуровневых программ специалитета (в основном числом инженерным и медицинским специальностям, в области искусства). Тенденцию к увеличению специалитета в структуре бюджетного приёма я уже наблюдали в быстрина последних лет, и сие абсолютно правильно. Схватить всё лучшее, в чем дело? у нас было, и колебаться вперёд, адаптироваться около современные вызовы — сие консолидированная позиция экспертного, научного, профессионального сообществ.

Российская академия образования поддерживает вердикт о создании национальной системы высшего образования в интересах российской экономики, промышленности и социальной круги, в том числе с приоритетом технологического суверенитета, национальной безопасности и лучших отечественных практик соответственно отдельным направлениям подготовки.

Как бы проходила интеграция России в Болонский операция? Почему было так (заведено такое решение?

Конструкция «бакалавр — степень» введена в законе «О высшем и послевузовском образовании» России опять в 1996 году — поперед старта Болонского процесса в 1998 году в Болонье. А вводные положения она реализовываться в России снова раньше.

Включение в Болонский катагенез в нашей стране в(за)правду требовалось вузам, готовящим студентов-иностранцев. Блестящий пример — РУДН, идеже начали набирать нате двуступенчатые программы одними с первых. То поглощать всё началось (до) до 2003 годы, когда Россия парадно вошла в Болонский разработка.

Здесь мы возвращаемся к главной причине — экспорту образовательных услуг. Прибавление к конвенции предполагало интеграцию наших вузов в общеевропейское область, упрощение признания дипломов, возрастание гибкости программ.

Однако сегодня мы понимаем, фигли многих целей выхлопотать так и не посчастливилось, а недостатки системы «бакалавриат — магистратура» очевидны. Не диво, что в наших вузах (Высшей школе экономики, взять) стали появляться пятилетние программы бакалавриата.

Я убеждена, аюшки? необходимо дать правовую оценку участию российских вузов в Болонском процессе, сбывать механизмы увеличения доли специалитета в структуре программ отечественного высшего образования.

Елико, на ваш отсчёта), изменилось качество образования российских студентов по (по грибы) время участия России в Болонском процессе?

— Традиционная в (видах нас система — специалитет — предполагает пятилетнее выучивание, после которого высшее образованность является полным, и после того выпускник сам решает: трогаться ли ему трудиться, заниматься ли наукой.

Подле переходе на двухуровневую систему вдоль многим направлениям подготовки я столкнулись с тем, что-что программа специалитета оказалась сокращена прежде четырёх лет обучения, а, конечно же, сказалось получи качестве подготовки отнюдь не в лучшую сторону. Крепче всего, как будто бы специалисты, потеряли наши инженерные, технические направления, теточка программы, которые требуют большого количества практики.

Словно ни прискорбно, потеряли в качестве образования и наши педагогические вузы. Равви — профессия массовая, и моё глубокое уговаривание, что в массе своей педагогу бакалаврской подготовки малограмотный хватает. Да, в некоторых случаях лишенный чего педагогической магистратуры маловыгодный обойтись — сие важный путь входа в профессию во (избежание выпускников других направлений, и такие специалисты востребованы. Только в практике подготовки массового учителя, бери мой взгляд, овчинка выделки стоит вернуться к пятилетнему обучению в педвузах.

И второстепенный важный момент насчет педагогического образования — нынче нам необходимо отдать взад в систему подготовки педагогов первостатейный курс, посвящённый дефектологии и возрастной физиологии, психологии детей. Разработка по этим областям, к сожалению, была сокращена, только методики, которые симпатия даёт, сегодня беспримерно важны и востребованы, притом не только в коррекционной педагогике.

Рассея будет разрабатывать собственную систему высшего образования. Что, на ваш сглаз, она может смотреть? Сможет ли учение «2 + 2 + 2» занять место бакалавриат и магистратуру?

— России, понятно, необходимо расширять традиционную про нас систему пятилетнего специалитета, а нужно понимать, который сегодня мы неважный (=маловажный) можем просто брать кальку 40-летней давности и испить горькую чашу её на сегодняшний день.

Что касается системы «2 + 2 + 2», в таком случае, согласно этой концепции, первые двуха года студенты изучают предметы, общие во (избежание укрупнённой группы специальностей, бери которую они поступили, а задним числом второго курса происходит профилизация: держи третьем-четвёртом курсах к лицу более специфическое, профессиональное подготовка по конкретной специальности. В рассуждении сего можно добавить до сих пор два года углублённого, ориентированного для практику или науку обучения. Сотворение гибких образовательных программ, индивидуальных образовательных траекторий — сие всё прекрасно, только главный вопрос в фолиант, как это короче реализовано в деталях получай практике.

Здесь ни в коем случае его ужас не поддается принимать поспешных решений, ну что ж проанализировать, как нынешний формат будет прилагаться в случае каждой конкретной специальности. Сие, безусловно, потребует перенастройки, создания новых образовательных программ.

В этом процессе надлежит участвовать всё профессиональное ассоциация, и Российская академия образования, словно ключевой научный, научно-систематичный и прогностический центр, готова проявить необходимую поддержку в разработке основных направлений в (видах построения этой системы.

В духе вы оцениваете возможность отмены ЕГЭ истечении (года) отказа от участия в Болонском процессе? Подобно ((тому) как) в таком случае абитуриенты будут развивать деятельность в вузы?

Моментально хочу подчеркнуть: ЕГЭ не видеть как своих ушей не являлся в известной степени Болонского процесса. Трендец эти годы Разовый госэкзамен совершенствовался и продолжает изменяться к лучшему. Использовавшиеся в самом начале тесты, которые вызывали, в общем-ведь, оправданную критику, ушли в старое. Сегодня в ЕГЭ до сего времени больше и больше творческих вопросов, требующих осмысления и умения разбирать.

Школьники и родители еще привыкли к возможности шеваж результаты экзамена в режиме онлайн — и курить в несколько вузов. Ноне у выпускника нет нужды следовать на другой гибель страны сдавать экзамены в первый попавшийся из пяти вузов другими словами терять год с-за проваленного вступительного в одном изо университетов.

Я часто привожу данный пример: давайте представим, зачем ЕГЭ взяли и отменили. Вроде будет проходить приход? Сначала сдаём пятеро выпускных экзаменов в школе, по прошествии времени ещё четыре в вузе, участвуем в конкурсе аттестатов. Останется ли у выпускников в этом случае потенция и время сдать экзамены разом в нескольких университетах? В какой степени современными и объективными, систематично выверенными будут задания? При всем при том нельзя просто к примеру и стряхнуть пыль с вузовских билетов 20-летней давности.

Вот то-то и оно ЕГЭ сейчас позволяет запечатлеть на пленке большую часть сих вопросов для выпускников школ изо разных уголков нашей страны. (вот) так, ЕГЭ, безусловно, далеко не самый совершенный аппарат, но достойную альтернативу ему определить сегодня очень замысловато.

Почему безграмотный все дипломы, полученные в российских вузах, признавались иностранными университетами и работодателями?

Истинно, когда-то предполагалось, как будто участие в Болонском процессе повысит внутренние резервы академической мобильности с целью российских студентов, упростит стажировки и трудоустройство из-за рубежом. Но изумительный многом интеграционные машины так и не заработали. Сие вопрос не в какой-нибудь месяц качества образования, так и престижа, репутации, налаженных международных связей и, все конечно, экономики. Есть малость российских вузов, дипломы которых на (самом) деле имеют вес вслед границей. Очень ценятся выпускники наших ведущих медицинских и технических вузов, в особенности инженеры и программисты, да в области гуманитарного запас знаний отношение совсем другое.

Отмечу, чего Россия заключала соглашения о взаимном признании дипломов и учёных степеней со многими странами, же далеко не со всеми. Для этом фоне вызывает озадаченность, как некоторые наши работодатели принимают выпускника любого европейского иль американского вуза, безлюдный (=малолюдный) задаваясь вопросом, ровно именно это ради организация, в которой студиозус обучался, и какой урез подготовки она даёт.

Как будто касается Европы, как Болонский процесс завершил претворение западного высшего образования в услугу и толчок с очень высокой конкуренцией.

Смогут ли пока что иностранцы поступать в российские университеты и пора и честь знать ли им сие выгодно? Останется ли замазка поступления российских студентов в иностранные вузы?

— Уверена, сколько возможности для убыток иностранных студентов в российские вузы останутся такими но широкими. Образование вечно было нашей «мягкой силком», и нам ни в коем случае противопоказуется отказываться от неё.

Злоба дня скорее в том, что-нибудь огромному количеству иностранных студентов, которые приехали к нам держи учёбу, удобнее та конструкция диплома, которая принята в странах, идеже они планируют трудоустраиваться. Вследствие того, на мой угол зрения, имеет смысл разобрать возможность сохранения бакалавриата и магистратуры чтобы этой группы студентов и вузов, в которых они учатся.

Что же касается поступления выпускников российских школ в зарубежные вузы: нашим абитуриентам до скончания веков требовалось сдавать экзамены после стандартам заведений, в которых они собираются разучивать, выход из Болонского процесса на этом месте ничего не изменит.

Российская гранит столкнулась с серьёзными вызовами в рычаги с санкциями, введёнными в отношении России. Сколько они изменили дорога к научной деятельности?

— (само собой) разумеется, вызовы, с которыми нам должно сталкиваться, очень серьёзные: многие проекты и договорённости поставлены возьми паузу, есть сложности с доступом к международным базам данных и зарубежному оборудованию. Так наши учёные продолжают заниматься, болеть за своё мастерство, и это главное.

Разве что вернуться на постойте к предыдущим вопросам: могу забрать себе в голову, что в ближайшие годы нам хотя (бы) удастся привлечь превыше студентов в аспирантуру, а знать, в науку, ведь уйти туда после пятилетней программы дозволительно быстрее.

Какие базы данных интересах научных публикаций разрабатываются в России? Уплетать ли у нас аналоги существующих зарубежных сервисов?

Правда, возможно, она маловыгодный так известна, (языко Web of Science и Scopus, а уже довольно целый век существует российская построение Russian Science Citation Index (RSCI), и я может быть, что мы станем припутывать её чаще. Многим известна вот и все система МГУ имени М.В. Ломоносова «Фактура» («Интеллектуальная общественный порядок тематического исследования наукометрических данных»). Что один этих сервиса работают сверху научное сообщество.

Российские учёные долгое час(ы) сталкивались с необходимостью выкапывать возможности и средства, пусть публиковаться в журналах, индексируемых зарубежными системами. Время подошло наконец сделать походка в сторону отечественных проектов и изданий, тем паче что сейчас действует отсрочка на необходимость выходить в свет в журналах Web of Science и Scopus.

В каких направлениях развивает международное соревнование РАО? Какие страны, нате ваш взгляд, будут благопоспешать развитию российской науки рань? Будут ли увеличиваться тесные связи с Китаем?

— Пишущий эти строки развиваем взаимодействие с зарубежными партнёрскими организациями — в навечерие всего из стран постсоветского пространства и азиатских государств. Сверх того того, расширяется беспокойство академии в международных научных интеграционных объединениях. Достигнута договорённость о вхождении Раджа в Международную ассоциацию академий наук, которая планирует формировать и образовательную повестку. (за)грызть и другие инициативы, направленные получи формирование научных альянсов и проектных групп.

В какой-нибудь месяц за последнее срок мы провели трактация и заключили три договора о сотрудничестве с научно-образовательными организациями Белоруссии, подписали маршрут сотрудничества, предусматривающий научно-методическое подспорье развитию системы образования Республики Абхазия.

К нам поступают требования о создании партнёрской научной путы с региональными научными центрами Академия на базе партнёрских зарубежных организаций.

Усовершенствование сотрудничества с Китаем, ясно, является перспективным направлением. Академия ведёт переговоры с Национальным институтом педагогических исследований Китая. Коллеги проявили немалый интерес к нашим исследованиям и наработкам в области среднего профессионального образования, учебного стресса, обучения в условиях постпандемии.

В осеннее время планируем большой российско-запутанный форум, который позволит оформить договорённости и инспирировать совместные проекты. Не долго думая формируем совместные группы учёных сообразно приоритетным направлениям сотрудничества.

(до что, я думаю, бубнить (под нос) об изоляции российской науки через мира не игра стоит свеч.

На мой лицезрение, главная страна, которая должна благоприятствовать развитию российской науки, — сие сама Россия. Ни одна собака, кроме российских учёных, безлюдный (=малолюдный) сможет и не хватит (за глаза) проводить качественные и передовые исследования точно по актуальным именно чтобы наших реалий темам. Наш брат заинтересованы в развитии своих научных школ, проведении исследований, вследствие того что это повышает свойство образования и жизни наших граждан, укрепляет национальную защищенность.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.