«Снегурочка»: удивительная история четвертого балета Чайковского

Но основные изменения коснулись, прежде всего, оформления, которое создал художник-постановщик Владимир Арефьев, сделав спектакль более красочным и современным. Практически дебютное выступление будет в этом спектакле и у ведущей солистки Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Анны Оль. 22 июня. Премьеры и показы первых его балетных спектаклей в качестве руководителя — «Штраусиана» и «Виндзорские проказницы», проходили в прифронтовой военной Москве и иногда прерывались вражескими бомбардировками… Зрители во время воздушной тревоги бежали в ближайшее бомбоубежище, потом спектакль возобновлялся. А 10 января уже вводить в спектакль буду я сам: первый раз станцую этот балет с Татьяной Мельник. — Чайковский необычайно популярен в Европе, в частности, у нас в стране любовь к его музыке растет, и нам бы хотелось, чтобы русский балетмейстер поставил для нас композицию на музыку своего гениального соотечественника, — ответили мне. Ставить балет ему пришлось, что называется «на ходу». С этой балериной они создадут один из лучших «золотых» дуэтов XX века. Очень люблю старый фильм, который снят по этой сказке Островского. Это произведение Чайковского, ставшее как бы одним из мостиков от первых композиторских опытов к гениальному «Лебединому озеру» и опере «Евгений Онегин», и было взято Бурмейстером (а до него Лопуховым) за основу. В 4 часа генеральная репетиция… Сначала моя героиня, попадая в мир людей, ничего не понимает, потом в ней зарождается чувство любви, которое, наконец, растапливает её холодное сердце и в первый день весны она тает. День кончился в 4 утра». Сделали половину спектакля». Купава — Элеонора Власова (фото с премьеры 1963 года, предоставлено пресс-службой МАМТа)

Необходимо также напомнить и о том, что имя Владимира Бурмейстера занимает особое место в истории Стасика. Станиславского слился в один с тем самым Музыкальным театром, которым руководил Немирович-Данченко. Родился ещё один мой балет. «Когда я получил в Париже приглашение от лондонского «Фестиваль-балле» поставить балет Чайковского, – рассказывал Бурмейстер, — представители английского театра заявили, что речь идет не о «Щелкунчике», «Лебедином озере» и «Спящей красавице», так как в их репертуаре имеются большие фрагменты из этих балетов. На самом деле этот спектакль очень мне импонирует, потому что он наделен глубоким смыслом. А также с другой выдающейся балериной Алисией Марковой, той самой британской танцовщицей, что первая в английской истории была удостоена титула Prima Ballerina Assoluta. Да и вообще «Снегурочка» — один из лучших балетов Музыкального театра. Остается напомнить, что ближайшие представления этого балета пройдут в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в рождественские праздники — 9 и 10 января. 16 июля: «Опять работаем днем и ночью. Делаю спокойное лицо, а внутри все переворачивается. Итак, Бурмейстер вылетает в Англию в 1961 году. — Но у Чайковского нет четвертого балета, — сказал им я. Мать Владимира Павловича Наталия Андреевна была дочерью генерал-майора Андрея Петровича Чайковского. Кстати, «Ярилина долина», то есть долина Солнца или солнечная долина, где и происходит действие «Снегурочки» у Островского, именуется так и по сей день, реально существует в Щелыково, в музее-усадьбе Островского. Хотя кончается все трагедией: мой герой влюбляется в Снегурочку, несмотря на то, что до того встречался с Купавой. Зато есть музыка к пьесе Островского. Здесь не простое противопоставление, как обычно бывает в балете: злой и добрый герой. Это единственная в моем репертуаре партия такого характера: например, в «Спящей красавице» не нужно показывать особенного развития образа. Премьера состоялась 11 мая в Большом театре, поскольку Малый театр в тот период ремонтировали (впрочем, ремонтируют его и сейчас). Сюжет «Снегурочки» знаком лондонским любителям оперы по одноименной опере Римского-Корсакова. Наталия Андреевна, таким образом, приходилась композитору двоюродной племянницей. Естественно были сделаны некоторые сокращения: из трехактного спектакль стал двухактным. «Снегурочка» с «таратулом» в режиме реального времени. Острая политическая ситуация История создания этого балета помнит многое. Это моё впечатление… Балетная труппа отмечает 75-летие: в театральном сезоне 1939-1940 года у Музыкального театра Немировича-Данченко (ещё без приставки Станиславского) появился свой балет. Особо надо сказать о последнем балете, потому что, говоря о месте этого хореографа в истории родного театра, нельзя забывать и о его месте в истории мирового балета вообще. К. 17 июля: «Утром работаем с оркестром и со светом. Кстати, о Фонтейн. Текущий сезон для балета этого театра юбилейный. Но Лопухов в «Весенней сказке» в 1947 году, а за ним и Бурмейстер в 1961-ом делали это в балетной истории одними из первых и действительно создали чрезвычайно популярную партитуру, которую и ныне используют для своих постановок по сказке Островского другие балетмейстеры. Примечательно, что когда много лет спустя вначале уже в XXI веке театр вновь показал этот балет на гастролях в Лондоне (спектакли шли в том же самом «Ройял фестивал холле», где состоялась премьера «Снегурочки» в 1961 году) газета «Индепендент», назвала его «одним из главных культурных событий сезона». Специально для этих гастролей тогдашним худруком театра Дмитрием Брянцевым в 2001 году была сделана новая сценическая версия спектакля, в которой он идет до сих пор. Его отец, Петр Петрович — родной брат Ильи Петровича Чайковского, то есть отца великого композитора. При этом музыка Чайковского очень помогает готовить партию, потому что она во многом характеризует её. Пресса идет хорошая. — Это такой сказочный спектакль, который очень приятно танцевать. Сегодня с утра в театре, освещаем и, как всегда, не успели. У Бурмейстера по сути нет ни добрых, ни злых, просто так складывается ситуация и тут интересно, как люди переживают те или иные эмоции, и интересно доносить до зрителя те или иные драматические обороты. Переплясы, радость, веселье… В общем довольно позитивный балет. Зал полный. В субботу едем домой. Чайковского. Тем не менее, Бурмейстер, в отличие от Нуреева, никаких попыток остаться на Западе делать и не думал. Последний рабочий день в Англии. Так вот, с того же 1941 года, то есть практически с самого момента создания объединенного Музыкального театра и вплоть до своей кончины 5 марта 1971 года (практически тридцать лет!) Бурмейстер был главным балетмейстером труппы. Снегурочка — Анна Оль, Мизгирь — Семен Величко, Купава — Эрика Микиртичева © Анна Клюшкина

А в роли Скомороха выходит представитель ещё одной балетной династии 20-летний Алексей Бабаев, недавнее приобретение и восходящая звезда Музыкального театра, артист, приехавший из Филадельфии, где два года назад закончил балетную школу своих родителей. Как будто очень трогательный и волнительный. Обедаем на крыше. И в конце, когда она тает, он бросается со скалы. Прием. 19 мая: «Кончается последняя неделя в Англии. Тогда я предложил поставить «Снегурочку». Были у Бурмейстера во время постановки «Снегурочки» встречи и с ней. Спектакль. Например, совсем недавно так сделал Андрей Петров для собственной оригинальной (и тоже очень удачной) «Снегурочки», поставленной в «Кремлевском балете». 11июня: «Последний день в Риме. И практически все «Снегурочки» собственно я с ней и танцевал. Сейчас, наконец, смогу повторить. 76 часов без сна». В 1963 году хореограф перенес свой балет на сцену возглавляемого им Музыкального театра. Мистер Бурмейстер слегка изменил сюжет, но сохранил основные линии действия… Сюжет подходит для балета, поскольку многие его эпизоды требовали танцев и г-н Бурмейстер предоставил кордебалету труппы, продемонстрировавшему немалые успехи в точности, отчетливости и изяществе исполнения, а также хрупкой и техничной танцовщице Белине Райт большой простор для показа своих возможностей». — Первый раз танцевал довольно давно, почти два года назад. Вечером ужинаем с Алисой Марковой». Премьера у меня была с Натальей Ледовской. Это он отговаривал своего знаменитого племянника от занятий музыкой: дескать «Петруша, юриспруденцию на «гудок» променял». В среду едем с труппой в Италию. Труппа лондонского «Фестиваль-балле» гастролировала в то время по городам Англии и Италии. — И сама партия Снегурочки для меня очень интересна, потому что это такой нереальный персонаж, и нужно показать его в развитии. Вообще, «Снегурочка» это один из моих любимых балетов. Например, роль Бобылихи – приемной матери Снегурочки, коронная партия Антона Домашова, мастера характерного танца, наследника известной балетной династии, потомка одного из лучших в конце XIX века солистов Большого театра Николая Домашева, того самого артиста, прыжок которого современники сравнивали с легендарным прыжком Бога Танца Вацлава Нижинского. Ходим и шатаемся. Поздравления, успех. Совсем недавно он удачно дебютировал в партии Ленского в премьерном спектакле Джона Ноймайера «Татьяна», станцевал так же Золотого божка в «Баядерке», и вот теперь «Снегурочка». Что касается конкретно партии Снегурочки, то в ней такая яркая славянская направленность. У меня к нему свое особое расположение. Пьём английский чай. 18 июля: «Всё. Помимо всего прочего Бурмейстер и был тем самым первым советским балетмейстером, которого стали приглашать работать за рубеж самые престижные балетные компании мира. Ведь либретто, сочиненное Бурмейстером для этого балета, основывалось на пьесе-сказке классика русской литературы Александра Островского «Снегурочка». Хореография Бурмейстера так же в этом балете имеет свой яркий почерк, свой стиль. Это один из лучших из созданных им спектаклей. Встреча с Марго Фонтейн. Все кончилось благополучно. В 12 часов репетиция «Снегурочки». Вообще-то театр, каким мы его знаем сегодня, образовался в следующем 1941 году, уже при объединении двух трупп – после смерти своего основателя оперный театр им. От имени всей труппы – приглашение в Гранд опера.  

«Снегурочка» на музыку П.И. Причем партию Снегурочки Бурмейстер отдал мало кому известной в тот момент танцовщице Валентине Данилович. Лозунг: «добро пожаловать в Волверхамртон!» Первая репетиция». Мало на самом деле таких спектаклей, которые было бы столько интересно проживать и раскрывать на сцене. Поспал в театре час. События тут разворачиваются в царстве Берендея «в доисторические времена» на фоне красочных народных праздников, где задорно танцуют парни и девушки, веселят народ скоморохи, а в одной из сцен в пляс пускаются даже «коровы» — переодетые в шутовские костюмы жители деревни Берендеевки. Напомню: бурмейстеровская редакция «Лебединого озера» известна повсеместно и давно признана классикой балета XX века. А музыка Чайковского как мы знаем, сыграет в судьбе её сына особую роль. 9 января вместе с Семеном Величко- Мизгирем она исполнит партию Снегурочки. Особенно в дни Нового года и Рождества – потому что у него новогодняя тематика. Музыка же понравилась многим. Обстоятельства складывались так… После невероятного успеха «Лебединого» в парижской Гранд Опера, «что-нибудь», созданное выдающимся российским балетмейстером в своем репертуаре, захотел иметь и «Лондонский фестивальный балет» (ныне «Английский национальный балет»). Счастливого Рождества! Но главные творческие достижения ещё впереди. С афиш этого театра балет в редакции Бурмейстера не сходила несколько десятилетий, после чего перекочевал в другой не менее известный музыкальный театр Ла Скала, где идет и поныне. С. Было и такое: член президиума ЦК КПСС и министр культуры Екатерина Фурцева, узнав об успехах советского балетмейстера за границей, отправила ему поздравительную телеграмму… Отправила, видимо, не просто так… Ситуация складывалась тогда не слишком благоприятная: буквально в самый канун премьеры 16 июня 1961 года политического убежища во Франции попросил Рудольф Нуреев – танцовщик Мариинского (тогда Кировского) театра, первый советский невозвращенец, будущий партнер знаменитой западноевропейской балетной звезды Марго Фонтейн. 21 апреля он записывает в своем дневнике: «Сегодня уезжаем из Лондона в Волверхамртон… А спектакль «Эсмеральда», так же, как «Снегурочка» и «Лебединое озеро», является украшением репертуара театра и сегодня. И Бурмейстер переезжал вместе с труппой из города в город. Это история наша, не зарубежная, тут русская душа, языческие имена героев: Мизгирь, Купава и сама Снегурочка – это мифологические исконно славянские названия: Мизгирь – старославянское название паука-тарантула из семейства «пауков-волков», Купава — от «купала», «купанье», по-моему, была такая славянская речная фея… Сцена из балета «Снегурочка» (фото с премьеры 1963 года, предоставлено пресс-службой МАМТа)

Балет хоть и безмолвное искусство, но никаких затруднений в том, чтобы понять сюжет этой сказки у детей не будет — сказку о Снегурочке они знают сызмальства, а художественный фильм-сказка Павла Кадочникова, созданный им вслед за Бурмейстером в 1968-ом году, является классикой нашего кино. Именно эта замечательная балерина вводила меня в балет. Как это ни странно, пьеса особого успеха не имела. В последующие годы поставлены такие балеты как «Берег счастья», «Жанна д`Арк», «Вариации» (мировая премьера в «Гранд Опера»), «Аппассионата»… В балете, кроме музыки Чайковского, написанной к пьесе Островского, была использована и музыка из других популярных произведений композитора. Лондонская «Таймс» в те дни писала: «Это прекрасная идея – пригласить для новой работы русского хореографа Владимира Бурмейстера, постановка «Лебединого озера» которого в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве и недавно — в Парижской опере вызвала всеобщее восхищение… «Лебединое озеро» ещё в 1960 году он перенес на сцену парижской Оперы, произведя тем самым во французской столице своеобразную эстетическую революцию. Движения, позировки, и по рукам Снегурочка хореографически обособлена от других персонажей. С тех пор в этом театре традиция: в главных партиях в этом балете можно увидеть как признанных звезд Музыкального театра, так и совсем молодых и даже начинающих артистов. Поставлен он одним из его основателей хореографом Владимиром Бурмейстером более полувека назад и с тех пор пользуется неизменной любовью публики. Там есть родничок, который, по преданиям, является сердцем растаявшей здесь от горячей любви Снегурочки. Дело в том, что в марте 1873 года Чайковский за три недели написал по просьбе самого драматурга музыку к этой сказке-феерии, тогда только-только сочиненной. Все волнуются и нервничают. Встреча. Поздравительная телеграмма от Фурцевой ». Однако его длительное пребывание за границей в связи с побегом Нуреева не могло не волновать советские власти. В 8 часов оркестр начал увертюру. Иду одеваться на премьеру. Но кроме этого использовалась также музыка Первой симфонии «Зимние грезы», серенады для струнных, Большой фортепианной сонаты и других сочинений Петра Ильича. Сейчас такая практика соединения в балетной партитуре различных сочинений одного и даже разных композиторов повсеместна. Нет, такого балета у Чайковского, как мы уже говорили, конечно же нет. В эту-то деревню и приходит дочка Мороза Снегурочка в поисках не испытанной ею ни разу «человеческой любви»: на опушке в лесу она подсмотрела свидание Мизгиря и Купавы и «вдруг ей так захотелось туда в деревню к людям, к этому красивому парню, так захотелось также обнять, также крепко целовать его, как это делала девушка»… Но прежде чем говорить о балете, пристальней присмотримся сначала к хореографу, его создавшему. Как лауреат Сталинской премии произвел в Париже эстетическую революцию Владимир Павлович Бурмейстер приходился довольно близким родственником Петру Ильичу Чайковскому, на музыку которого создал два лучших своих балета. Вторая заграничная поездка кончилась. Разговор с Жюльеном (директор Парижской оперы вел с Бурмейстером переговоры о создании на сцене этого театра балета «Три мушкетера»). А в Музыкальном театре кроме этого балета существует ещё и «Снегурочка», – рассказала балерина «МК». Причем не совсем стандартная: обычно во всех театрах на новогодние праздники танцуют «Щелкунчика». Правда, к сожалению, спектакль не так часто идет. Ярилина долина и новый балет на музыку Чайковского Говоря о «Снегурочке», мы не зря остановились именно на «Лебедином озере». В основу будущего спектакля я думал положить партитуру «Весенней сказки», некогда созданной из произведений Чайковского Борисом Асафьевым и поставленной в Ленинграде Федором Лопуховым». А вот Алексей Любимов танцует Мизгиря, уже давно и слывет одним из лучших интерпретаторов этой роли.-  Я даже уже не помню, который раз буду танцевать эту партию. Да и вообще современные артисты обожают танцевать в этом спектакле. В хореографии очень четко проводится разница между этим неземным существом и простым людом, берендеями. Запись сделана во Флоренции: «Спектакль получается хороший. Сбился со счета. Слава Богу!» Затем балет показывают в Лондоне. У Бурмейстера в принципе во всех спектаклях прослеживаются такие лейтмотивные темы достаточно ярко. В этом балете, ещё и музыка такая, что задевает за душу, в отличии от многих современных балетов. Связываю 2 и 3 акты. Самочувствие, как будто иду на Голгофу. В 7 часов идем в театр. — Хотя партию Мизгиря я исполню всего второй раз, мне нравится танцевать в «Снегурочке», – говорит мне ведущий солист Музыкального театра Семен Величко. На премьеру идем как на казнь. Условие было только одно: это тоже должен быть непременно балет Чайковского. 

Первая Снегурочка Валентина Данилович (фото с премьеры 1963 года, предоставлено пресс-службой МАМТа)

Тогда-то и возникла идея со «Снегурочкой». Здесь нет определенных каких-то позиций, много свободы, можно раскрыть душу. Два других созданных во время войны балета, «Лола» и «Шехеразада», в 1946 году были отмечены Сталинскими премиями.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.