Сергей Урсуляк закончил съемки «Тихого Дона»


фото: Светлана Хохрякова

Евгений Ткачук в роли Григория Мелехова.

По области объявлено штормовое предупреждение. Ураганный ветер переворачивает автомобили. Но съемочная группа Сергея Урсуляка продолжает работу на берегу Днепра, где сбивает с ног. Приходится укрываться в курене Мелехова, протопленном так, как топят зимой в Сибири.

За столом — Евгений Ткачук, играющий роль Григория Мелехова. Одетый в шинель, он хлебает похлебку, обеспокоенно смотрит на незваного гостя в моем лице, как если бы незнакомец без стука появился на пороге его дома. На такие метаморфозы способен только такой высокоодаренный артист, как Ткачук.

А накануне в теплый и солнечный день группа встречалась со станичниками в местном Доме культуры. Выезжая на встречу, Сергей Урсуляк в очередной раз услышал: «А на хрена вам нужно после Герасимова снимать фильм?». Но он считает, что такие произведения должны экранизироваться раз в 10–15 лет. «Не надо сравнивать нас с Герасимовым, — всякий раз отвечает Урсуляк. — Это же не Олимпийские игры. Станичники! Глебов и Быстрицкая не появятся. Пожалуйста, не обижайте актеров. Они очень молодые. Я уверен, что после выхода нашего фильма количество тех, кто хочет приехать в Вёшенскую, увеличится».

Декорации, в которых снималась картина, выстроенные в станице Еланская, хотели сохранить. Директор музея-заповедника М.А.Шолохова — внук писателя Александр Шолохов — вел переговоры по этому поводу. Но оказалось, постройка не выстоит долго, фундамента-то нет. Хотели даже разобрать декорацию, чтобы собрать ее вновь — опять же ничего не получается: можно только разрубить.


фото: Светлана Хохрякова

Глядя на Женю Ткачука в футболке с надписью «Взлохматим бабушку?», и не заподозришь в нем Мелехова. Когда Ткачук рассуждает о своем герое и говорит так, как говорят в этих краях: «слухайте», становится ясно, что он давно перестал различать, где он сам, а где его Григорий. Каждый день ему по четыре часа наращивают горбинку на носу. Вообще мелеховский нос стал тут сродни гоголевскому: того гляди начнет самостоятельную жизнь. Вставать актеру приходится из-за сложного грима за 5 часов до смены, пока другие спят. Сергею Маковецкому, сыгравшему Пантелея Прокофьевича, тоже клеят нос, но стольких жертв артисту он не стоит.

Роман Шолохова пугающе актуален, учитывая то, что совсем недалеко от Вёшенской и особенно Миллерова, куда приезжают актеры на поезде из Москвы, находится Луганск. Здесь живут беженцы из Донбасса. Один из них жаловался мне, что пытался устроиться на работу в съемочную группу, но так и не смог.

— В 150 километрах отсюда, — говорит Ткачук, — люди выясняют друг с другом отношения, идет страшная подтасовка. Это то, что мы вместе с Шолоховым переживаем. Я только месяц назад осознал, кто такой Григорий Мелехов. У него честное понимание жизни и свое к ней отношение. Он часто спрашивает себя: кто я, смогу ли убить? Почему мы тратим силы на войну, а не на то, чтобы созидать, растрачиваем ее по мелочам? Мы так надругались над всеми ценностями, что смеемся над чем угодно — над войной, родителями.

Одна станичница сказала прямо: «Честно скажу, понравился ты мне, Женя». А начиналось все с недоверия: и рост не тот, и стать, и опять же — нос. Та же станичница поинтересовалась, нравится ли Евгению памятник Григорию на хуторе Кружилинском: «Мне-то он как родной. Всегда говорю ему: «Дед, пока!», как будто своему прадеду, который не вернулся с войны».


фото: Светлана Хохрякова

Роман огромный, и Урсуляк сосредоточился на судьбе главных героев:

— Для нас было главным — любовь и внимание к простым людям, которые могли бы быть счастливыми при других обстоятельствах. Мы снимаем не про революцию и контрреволюцию (тема присутствует), а про людей, об их праве прожить свою жизнь. Ужас в том, что эта история не перестает быть актуальной. Недавно узнал о проживших вместе 30 лет супругах, которые разошлись из-за событий на Украине.

Урсуляку важно работать с «незамутненными» актерами, не игравшими во всем том плохом, что сегодня предлагается, и еще — чтобы все они были хорошими людьми. В роли матери Григория Мелехова — Людмила Зайцева. Актриса вспоминает, что, пожалуй, только на картине «Здравствуй и прощай» Виталия Мельникова ощутила такую же принадлежность к месту, как в Вёшенской:

— Здесь я прижилась. Пью местную самогонку, ем вареники. Только в Вёшенской гутарят, а на Кубани, откуда я родом, балакают. Для меня подарок судьбы — сыграть на склоне карьеры хорошую роль. Повезло, вспомнили об артистке, которой нет сегодня места в кинематографе.

— Редко случается такое, что вспоминают?

— С голоду я не умираю, а чувство стыда за то, что делаю, есть. Не могу размениваться после того, что сыграла, на всякую ерунду. Урсуляк — сентиментальный и в меру ироничный. Не надо родиться на Дону, чтобы снимать «Тихий Дон». Важно быть талантливым. Моя Ильинична — сильная женщина, муж ее довел до ранней старости, но она делает то, что должна делать мать: держит дом на молитве и великом терпении.

Сергей Маковецкий играет Пантелея Прокофьевича, мужа Ильиничны. В театре его теперь спрашивают: «Ты химию сделал? Чего такой кудрявый?». Он действительно раскудрявился в Вёшенской.

— У меня много советчиков на площадке. Приходят и говорят, что Аксинья не та, Григорий не тот. А Пантелей Прокофьевич — ничего. Спрашиваю: «Может, у вас и справка от Шолохова есть, какие они должны быть?». Сейчас немного поутихли. Герасимову легче было: загляни в любой хутор — найдешь правильные тарелки. А сейчас все по крупицам собираем. Есть у нас один помощник Митрий, настоящий казак. Принес мне серьгу 1848 года, доставшуюся ему от деда. Не думал я, что сыграю Пантелея. Мой любимый эпизод, когда Пантелей говорит, что Наталья родила и корова — урожайный год. Сегодня никого испугаешь: опять что-то взорвали, кого-то убили. Мы быстро все забываем, перестаем бояться. Может быть, «Тихий Дон» что-то изменит в нашем сознании?


фото: Светлана Хохрякова

Аксинью играет выпускница Театрального училища имени Бориса Щукина Полина Чернышова, недавно принятая в труппу Театра им. Евг. Вахтангова. Она однокурсница дочери Сергея Урсуляка и актрисы Лики Нифонтовой — Дарьи Урсуляк, сыгравшей Наталью в «Тихом Доне». Полина признается, что в ее жизни такой любви, как у Аксиньи, еще не было. Во время съемок самое сильное впечатление на нее произвела сцена родов в телеге. Четыре часа пришлось лежать в ней. Лицо мокло в воде — гримеры создавали иллюзию пота.

Полина прекрасно поет народные песни, казачьи в том числе. Спела одну из них станичникам. А Маковецкий — украинскую считалочку, которой научила его покойная мама в родном Киеве. Принимали в Вёшенской это на ура, хотя мир с прошлого года перевернулся. Так, в поезде, что шел в Миллерово, женщина из Луганска рассказывала, что любила когда-то украинские песни, а теперь слышать их не может.

Страшный случай произошел на съемках — в 4 часа утра Пантелей Прокофьевич (Маковецкий) ловил рыбу с сыном на неустойчивом баркасе — оба с наклеенными носами. Ну Маковецкий и упал. Вся группа бросилась спасать, первым — Ткачук. А спасатель прыгнул в воду последним: прежде позвонил жене, чтобы сообщить: Маковецкий утоп. Смену пришлось отложить: два носа быстро не сделаешь.

Экранизации романа «Тихий Дон»

■ 1931 год. Режиссеры — Иван Правов и Ольга Преображенская. В роли Григория Мелехова — Андрей Абрикосов.

■ 1934 год. Московские начальники запретили снимать фильм грузинскому режиссеру Николаю Шангелая по уже готовому сценарию, написанному самим Михаилом Шолоховым.

■ 1958 год. Фильм Сергея Герасимова с Петром Глебовым в главной роли.

■ 1992 год. Фильм Сергея Бондарчука с британским актером Рупертом Эвереттом в главной роли. Фильм вышел только в 2006 году, после смерти режиссера.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.