Закон не кажется нам разумным, но мы ему должны следовать. Людей преследовать, естественно, не будем. Пусть и уменьшенного до масштаба одного «Золотого глобуса». Он вошел в «золотую» тройку российских режиссеров, имена которых известны всем: Тарковский—Сокуров—Звягинцев. Поразила самоотдача Романа Мадянова. За три месяца объехали пол-России. — Но знаете, что он снимал у вас? Старики одни? Впервые ее в Каннах был удостоен российский актер. Поэтому не могу вам сказать, что и как. Приз за лучший иностранный фильм от Ассоциации иностранных журналистов — в этом есть какая-то звучная гармония. В «Левиафане» использована ненормативная лексика. — Наш фильм будет выходить в версии, приведенной в соответствие с новым законом. А также попал в число номинантов Британской академии кино и телевизионных искусств BAFTA. Иначе мы вернемся в тот плен, из которого так долго выбирались. В 2011-м фильм Звягинцева «Елена» участвовал в каннском конкурсе «Особый взгляд» и получил спецприз жюри. — Нет. Фильм был снят еще до его появления, но Андрей Звягинцев еще тогда решился на использование ненормативной лексики после долгих размышлений: — Я уверен, что никакие нормативы, спущенные сверху, не могут ничего изменить. Мне важно было в картине братство. Теперь — царит разруха. Говорят, что убитая земля и бездорожье. Даже не так: изящно. А с 1 июля 2014 года в России вступил в силу закон, согласно которому вводятся штрафы за употребление мата на телевидении, в средствах массовой информации, в литературных произведениях, в кино и на сцене. Еще несколько лет назад въезд туда осуществлялся через КПП по пропускам, потому как была там пограничная зона. Когда мы снимали фильм, то жили на квартирах. Что один, получивший свой «Золотой глобус» за роль в «Залечь на дно в Брюгге», что вторая, завоевавшая в прошлом году «Оскар» за роль небесной красоты рабыни в драме Стива Маккуина «12 лет рабства», как никто подходили для этой работы. Нельзя отворачиваться от языка народа. — Звягинцев не публицист. — Глухие у вас места? Напомним, что после триумфального дебюта на Венецианском кинофестивале фильма «Возвращение» об Андрее Звягинцеве заговорил весь кинематографический мир. — Есть 40 км грунтовой дороги. — То есть российский зритель увидит купированный вариант? Мне «Левиафан» представляется картиной верующего и глубоко морального человека, который пытается исследовать состояние людей в пограничных ситуациях. И краха никакого нет. Ее универсальной и безусловной ценности в каждой точке земного шара. Это и есть суть мультикультурализма. Приз Андрей Звягинцев и продюсер Александр Роднянский получали из рук усатого Колина Фаррелла и хрупкой Лупиты Нионго. Как рассказывают очевидцы, добраться туда сложно — сплошное бездорожье. — Вы слышали, что Андрей Звягинцев, снимавший у вас картину, получил в США премию «Золотой глобус»? «Игру в имитацию», «Бёрдмена» легко найти в пиратских торрентах. Но что-то попробуем предпринять. Не думаю, что он избирателен. — Покажете «Левиафана» в тех местах, где он снимался? Как живет поселок, где снимали «Левиафан» «Левиафан» снимался в Мурманской области, в селе Териберка. В конце концов продолжили поиск в Интернете и набрели на нужное место, которое срезонировало с нашим замыслом. Здесь снимался «Левиафан». Наконец, буквально за день до церемонии в Лос-Анджелесе «Левиафан» получил приз в аналогичной номинации на фестивале в Палм-Спрингсе. И запретить язык нельзя. На нее организаторов «Золотого глобуса» вдохновили злоключения фильма «Интервью» про выдуманное убийство Ким Чен Ына, который чуть было не спровоцировал настоящий межгосударственный конфликт. Преодоление любых границ и языковых барьеров. — Попытаемся закрыть пиратские сайты. Я покорен чрезвычайно требовательным к себе Владимиром Вдовиченковым, Алексеем Серебряковым, не покидавшим место съемок в течение двух с половиной месяцев. Сразу после шутливого номера на сцену вышел президент голливудской Ассоциации иностранной прессы Тео Кингма и уже серьезно, без улыбок напомнил всем собравшимся о ценности свободы слова во всем мире: от Северной Кореи до улиц Парижа. «Золотой глобус» дополнил ряд таких наград Звягинцева, как приз за лучший сценарий 67-го Каннского кинофестиваля, главные призы в Мюнхене, Лондоне, Паличе, Абу-Даби, а также премия за лучший фильм года на церемонии Киноакадемии Азиатско-Тихоокеанского региона в австралийском городе Брисбене. Искали город, где была бы подходящая центральная площадь. Сразу после объявления итогов церемонии мы позвонили в село Териберка, на базу отдыха «45-й причал». — И люди живут? А точнее, культуры как таковой. Победа «Левиафана» — тоже из их числа. Никаких послаблений от властей вы так и не дождались. — Накануне вручения «Золотого глобуса» «Левиафан» оказался в открытом доступе. Тысячи людей скачали и посмотрели его в Сети. Живое подтверждение этих слов — список призов «Левиафана». — С вашей точки зрения, «Левиафан» — беспощадный фильм по отношению к российской действительности? Разные люди живут, работают. А ведь многие ваши коллеги жили такими надеждами. Териберка такая, как она есть. Лучшей комедией назван «Отель «Гранд-Будапешт» Уэса Андерсона, который обошел «Бёрдмена» Алехандро Гонсалеса Иньярриту (у него только призы за сценарий и лучшую мужскую роль в комедии — Майклу Китону). Там стоит дом, в котором проходили съемки, но Звягинцев там снимал или кто-то еще, я не знаю. Лупита так начала свое выступление: — Хорошие фильмы преодолевают любые границы. Каждая из этих сцен, а куда убедительнее — биографии занятых в этих сценах героев, символизировала новую победу мультикультурализма, который отдельные скептики в очередной раз поспешили похоронить после парижского теракта в редакции сатирической газеты «Charlie Hebdo». Андрей Звягинцев вспоминает: — Мы искали заштатный маленький российский городок. В борьбе за «Золотой глобус» «Левиафан» обошел своего главного конкурента — польскую драму Павла Павликовского «Ида», которая взяла все награды Европейской киноакадемии под занавес 2014 года. — Почему же старики? Как с этим будете бороться? Чем больше мы думаем о судьбе нашего фильма, тем яснее понимаем, что совершенно не важно, кто ты: кореец, американец, русский или француз. Премьеры всех последующих фильмов Звягинцева состоялись на Каннском фестивале. — У нас каждое лето фильмы снимают. Лучшей драмой, по мнению голливудской Ассоциации иностранной прессы, стало «Отрочество» Ричарда Линклейтера, работа над которым продолжалась 12 лет. Продюсер Александр Роднянский окажется более многословным: — Это действительно очень волнующий момент для всех нас, для наших близких, всей нашей талантливой съемочной группы. Картину поймали в Сеть голландские пираты — В феврале «Левиафан» наконец-то выйдет в прокат. — Закон есть закон. Это картина художника, обеспокоенного современными актуальными обстоятельствами, но в гораздо большей степени проблемами вечными. — Для того чтобы показать картину, нужно построить кинотеатр. Этой же картине достался приз за режиссуру и женскую роль второго плана — Патриции Аркетт. Поднявшись за наградой под музыку американского композитора Филипа Гласса (она же звучит в картине), чтобы получить приз из рук ирландца и кенийки, рожденной в Мексике, Андрей Звягинцев не просто рассказал историю, одинаково понятную зрителям по всему миру. У нас рыбный завод есть. Она же в самом начале вечера стала невольной участницей сцены, пародирующей нравы Северной Кореи. Но есть один злостный торрент, с которым сложно бороться, поскольку его серверы находятся в Голландии. Так что Звягинцев вряд ли кривил душой, говоря со сцены: «Леди и джентльмены, большое спасибо, мы абсолютно счастливы». Человеческое желание посмотреть картину, о которой так много слышали и читали, нам понятно. Он в очередной раз ярким фломастером обвел контуры России на карте. Там даже гостиницы нет. Мы позвонили Роднянскому сразу после праздничного обеда в честь лауреатов «Золотого глобуса». Позже Роднянский добавит: — История, рассказанная в фильме, имеет прямое отношение к личному опыту обычного человека во многих странах мира. На «Глобусе», в отличие от «Оскара» (о том, попал ли «Левиафан» в аналогичную номинацию премии Американской киноакадемии, узнаем 15 января), эта номинация выглядит более веско. Мы снимали на Кольском полуострове, в селе Териберка. И туристов очень много со всего мира, но в основном из Москвы и Питера. Ничего страшного. Приз за лучшую драму — безусловному шедевру 2014 года, «Отрочеству» Ричарда Линклейтера, — вручала Мерил Стрип. Андрей Звягинцев просто погрузил свою общечеловеческую историю в современный контекст. А в мае за сценарий отметили «Левиафана». В российском фильме узнают себя и кореец, и бельгиец, и американец, и итальянец, потому что «Левиафан» рассказывает о человеческом уделе, о судьбе. Подобная история произошла не только с «Левиафаном», но и с большим количеством фильмов, представленных на премию «Оскар». Садились в автомобиль и ехали. Надо повернуться к нему лицом. Трагическая история обычного человека, который сталкивается лицом к лицу с бездушной системой, абсолютно универсальна. В 2007-м «Изгнание» принесло там награду за лучшую мужскую роль Константину Лавроненко. Все по ней в принципе ездят. Андрея Звягинцева, как русского художника, вдохновляет великая русская культура, и «Левиафан» стоит на плечах ее гигантов: от Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Достоевского до Солженицына, Пастернака, Шаламова.
На «Золотом глобусе» появился «Левиафан»
12 января, 2015 adminGWP