В Лос-Анджелес к этому моменту прибыли четыре режиссера из пяти. Вместо этого поименно перечислил своих конкурентов, всем без исключения пожелав удачи. Главный претендент на «Оскар» в этом году по всем предварительным прогнозам — польская «Ида». Злободневная драма мавританского режиссера Абдеррахманана Сиссако «Тимбукту» об обществе, зараженном радикальным исламом. Звягинцев подарок принял с улыбкой, однако в своей благодарственной речи министра не упомянул. фото: Никита Карцев
Съемочная группа фильма «Левиафан»
Мероприятие носит название Scroll ceremony — от английского «scroll», то есть свиток. Но тогда «Оскар» за лучший иностранный фильм ушел австрийским «Фальшивомонетчикам» режиссера Штефана Руцовицки. Славу, красные дорожки и статуэтки — это понятно. Задержался только мавританец Абдеррахман Сиссако, который в этот момент находился в Париже, где его «Тимбукту» собрал семь «Сезаров», включая приз за лучший фильм. Напомним, что в соперниках у «Левиафана» протеже Педро Альмадовара, аргентинец Дамиан Сифрон с альманахом «Дикие истории». А кого он любит? Три фильма из пяти, включая «Левиафан», впервые были представлены в конкурсе Каннского кинофестиваля 2014 года. Польскую «Иду» Павла Павликовского в приветственной речи представлял оператор Дик Поуп, который в этом году сам получил свою номинацию на «Оскар» — за работу над фильмом Майка Ли «Мистер Тернер». А любит ли кого-то из своих героев? Наконец, «Ида» Павла Павликовского. Последний раз такое ощутимое русское влияние на «Оскаре» было замечено в 2008 году, когда за одну номинацию боролись сразу Никита Михалков («12»), Сергей Бодров-старший («Монгол», представлявший Казахстан) и Анжей Вайда (с драмой «Катынь», рассказывающей о расстреле польских офицеров под Смоленском). По сути это формальная процедура вручения сертификатов, подтверждающих, что тот или иной фильм вошел в число претендентов на премию «Оскар». Странно, но среди героев фильма вообще нет ни одного положительного героя. То есть что и кого ненавидит Звягинцев, более-менее ясно. Аргентинскую черную комедию Дамиана Сифрона «Дикие истории» нахваливал сам Гильермо дель Торо. Однако в итоге награда досталась именно «Левиафану». Она точно так же лидировала в предварительных прогназах и перед «Золотым глобусом». Все происходило в одном из просторных помещений здания музея Киноакадемии «Оскар», через стенку от временной выставки «Голливудский костюм», созданной кураторами Музея Виктории и Альберта (там же, в Лондоне, состоялась ее премьера). Эстонско-грузинская драма Зазы Урушадзе «Мандарины». В этом большие сомнения. А у каждого из номинантов, кроме аргентинца, легко найти русский след. Все остальные были в сборе — и в отличном настроении. Но, как и положено Голливуду, даже вручение почетной грамоты должно быть обставлено, как светское событие. После короткой вступительной речи президента Киноакадемии, Черил Бун Исаакс (к слову — первая афроамериканка на этом посту), каждый из пяти фильмов, пробившихся в число номинантов, был представлен одним из почетных гостей. Размышления российского министра вызвали дружный хохот в зале — впрочем, вполне дружелюбный. Эстонская драма грузинского режиссера Зазы Урушадзе «Мандарины» представляла Джессика Честейн. Ну а мавританец Сиссако и вовсе среди них — единственный выпускник ВГИКа. Павел Павликовский в девяностые привез из России такие документальные фильмы, как «Путешествие Достоевского», «Москва-Петушки» и «Путешествие с Жириновским». А закольцевал шутку Аттанасио вручением Андрею Звягинцеву специального приза, в обход регламента «Оскара», лично от себя — фрагмента той самой красной дорожки, которую, по мнению Мединского, так любит режиссер. Заза Урушадзе начинал свою карьеру режиссера еще будучи гражданином СССР. фото: Никита Карцев
Сертификат номинации на премию «Оскар» и кусок красной ковровой дорожки. Прежде чем позвать на сцену Андрея Звягинцева, он долго и с выражением зачитал обширную цитату из интервью Владимира Мединского газете «Известия»: — Себя, своих коллег, знакомых и даже знакомых знакомых в персонажах «Левиафана» я не увидел. Самая же запоминающаяся речь вышла у сценариста Пола Аттанасио («Донни Браско»).