Фото: christies.com
«Настоящий мастер, черт бы его побрал!» — воскликнул Пабло Пикассо, когда Франсуаза Жило спросила, как он относится к Эжену Делакруа. В своих мемуарах подруга Пикассо писала: «Он часто говорил мне о создании собственной версии «Алжирских женщин» и примерно раз в месяц водил меня в Лувр рассматривать эту картину». И Пикассо действительно создал цикл, каждую из работ в которой присвоил свою букву — от A до O. Но на заключительной работе изобразил не Франсуазу, а свою последнюю музу Жаклин Рок.
Коллекционеры Виктор и Салли Ганц купили картину у личного дилера художника Даниеля Канвейлера 6 июня 1956 года за $212 500, через год после ее создания. В собрание четы Ганц, кстати, входили и другие картины из цикла «Алжирские женщины». Собрание, распроданное после смерти Виктора в 1997 году, считалось одним из лучших, а его продажа вошла в историю арт-рынка. На тех торгах, ставших триумфальными для Christie’s (результат — более 207 миллионов долларов — вошел в книгу Рекордов Гиннеса как самая дорогая коллекция, проданная на аукционе), ушла с молотка и «Версия O” из алжирского цикла. Причем, оценивалась она тогда в $12 млн., а была продана за $31,9 млн.
Спустя 18 лет картина, показывавшая в самых престижных музеях мира (от Лувра до лондонской Национальной галерее и нью-йоркского Метрополитен-музея), выставляется на торгах уже совсем в ином ценовом диапазоне. Понятно, что качественные вещи с хорошим провенансом с годами только дорожают… Но чтобы на сто миллионов? У скептиков возникают вопросы. Не завышена ли цена? Не «раздут» ли рынок? Или такой рост стал результатом экономического кризиса — состоятельные люди, ищущие пути сохранения средств, в этой гонке капиталов теряют головы?
— Все вместе и сразу, — отвечает «МК» главред портала ARTinvestment.RU Владимир Богданов. — Самые лучшие вещи всегда пользуются максимальным спросом у обеспеченных людей. Но, по моему мнению, цены шедевров на мировом рынке искусства близки к достижению предела и ситуация начинает «пузыриться». И нужно учитывать: это на отечественном арт-рынке кризис, на Западе его нет. Наоборот, прошлый год стал самым успешным для аукционеров за несколько десятилетий. Завышена цена на Пикассо или нет — покажет аукцион. Если не продастся, значит, да. Но, думаю, если лот уйдет с молотка, то вырастит не значительно: потолок, на мой взгляд, 150 миллионов. Но стоит учесть, что картина эротического содержания, так что ряд ближневосточных покупателей — а среди них много крупных коллекционеров — вероятно, отсеется.
Если работа «Алжирские женщины (версия О)» будет продана даже без борьбы, по цене эстимейта, то она станет самой дорогой картиной Пабло Пикассо и побьет рекорд полотна «Обнажённая, зелёные листья и бюст» (1932), проданного в 2010 году за $106,5 млн.