Гости 65-го Берлинале облачились в пионерские галстуки

Сама она — выпускница Нижегородского театрального училища, училась у Анатолия Васильева в «Школе драматического искусства», успешно снималась в кино — у Веры Глаголевой в фильме «Одна война» и оказалась способной актрисой, сама снимала короткометражки. В прошлом году от России в Берлинале участвовала всего одна картина — анимационная лента «Мой личный лось» Леонида Шмелькова. Тут и большой любитель СССР Питер Гринуэй с картиной «Эйзенштейн в Гуанахуато» о советском кинорежиссере Сергее Эйзенштейне и его путешествии в Мексику, Вернер Херцог, снявший «Королеву пустыни» с преобразившейся Николь Кидман, Бенуа Жако с «Дневником горничной», где главную роль сыграла звезда фильма «Адель» Леа Сейду. Запах стоял на всю лестничную клетку. Все сделано правильно, и наш фильм — на Берлинале. Но откуда иностранцам знать, как это правильно делать и каким должен быть узел? И одеваешься, как барышня…» Кстати, год назад на Берлинале приз за лучшую женскую роль получила японская актриса Хару Куроки, которая сыграла служанку, написавшую книгу воспоминаний о пережитом в годы Второй мировой войны в «Маленьком доме» Ёдзи Ямады. В общем, пионерское далёко оказало сильное воздействие на сексуальное здоровье героини фильма, которая, став взрослой, испытывает странные эротические ощущения. А вот о советских временах и непростом пионерском детстве рассказали миру российские кинематографисты в программе «Панорама». Периодически он испытывает панические атаки, истоки которых — в трудном детстве, сложных отношениях с авторитарным отцом. А потом напичкала в одну кучу и бывшего пионера, все-таки совершившего подвиг во взрослом возрасте. Я и сама помню, как в моем детстве соседка по дому гнала этот божественный напиток. Пока кто-то мечтает снять фильм о Павлике Морозове, Наталья Кудряшова фактически это сделала, переодев мальчика-героя в юбку. Как человек, испытавший трепет на церемонии посвящения в пионеры в момент поцелуя красного знамени, могу сказать, что фильм «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой, созданный компанией Сергея Сельянова, — грамотная конъюнктура. Интересно, что в тот же день, когда мы наблюдали за видениями юных и половозрелых пионеров, показали картину «Любовь и милосердие» Била Полада, основанную на событиях из жизни основателя американской группы «Beach Boys» Брайана Уилсона, страдавшего параноидальной шизофренией. Героиня Сейду в основном сосредоточена на сексуальных переживаниях. Такое ощущение, что и редакторы фильма ни о чем не ведали. Ясно, что все не напрасно: советское воспитание дало свои плоды, сформировало героев. Одна сцена в фильме сделана очень эффектно, когда героиня поднимается по крутой мраморной лестнице, на которой стоят в галстуках пионерки. В главном конкурсе — ветеран Терренс Малик с «Рыцарем кубков» и находящийся в опале иранский режиссер Джафар Панахи с «Такси». Про нее так и хочется сказать словами Чехова из «Вишневого сада»: «Очень уж ты нежная, Дуняша. В «Пионерах-героях» Наталья Кудряшова сыграла роль бывшей пионерки, представительницы позднего призыва. Каким образом он умудряется снимать один фильм за другим, имея 20-летний запрет на занятия кинодеятельностью за свои убеждения, остается загадкой. Андрей снял чувственное и деликатное кино о томлении подростка, переживающего то, о чем не рассказывают родители и учителя. Перед показом публике раздали пионерские галстуки, которые тут же завязывались вокруг шеи. Но пионерская, как и советская, символика — кладезь для визуалистов. Удивительно слышать некоторые словечки из другой эпохи, постоянный «блин», которого тогда и в помине не было. Ему не удалось спасти из воды утопающего, но, соприкоснувшись с его гибелью и подвигом, молодой человек уходит в монастырь. Так что пионерские бредни оказались созвучны видениям человека из «вражеского» капиталистического мира, вечного врага СССР, оказавшегося куда более человечным и искренним. Разве что подруга матери спросит: «Ты щупаешь девок?» Раз у парня «уже все выросло», чего же не поинтересоваться? Даже в милицию приходит, чтобы донести про то, как ее дедушка, роль которого сыграл Юрий Кузнецов, вместе с отцом гонят самогон, запрещенный к производству в домашних условиях. Она хочет, но все никак не может повторить подвиг Павлика Морозова. Кадр из фильма «Пионеры-герои». А потом мать застанет сына-школьника в постели с девочкой. В общем, получается почти Каннский кинофестиваль с его священными коровами, выставленными как на доске почета советских времен. На этот раз у нас сразу несколько фильмов, лента Алексея Германа «Под электрическими облаками» в главном конкурсе, «Чайки» Эллы Манжеевой в программе «Форум», мультфильмы «Почему банан огрызается» Светланы Разгуляевой и «Небесный верблюд» Юрия Фетинга в секции «Поколение». Периодически приходили сотрудники милиции. Кадр из фильма «14+». И можно только позавидовать, насколько тщательно воспроизведено тут недавнее прошлое, 60-е годы, когда герой был молод и только начинал слышать голоса, прежде чем стать психически нездоровым человеком, что не помешало ему полюбить и, самое главное, подарить любовь прекрасной и умной женщине. Соседка на время приостанавливала производство, а потом опять гналась, точнее, гнала старое. После того как год назад на Берлинале показали сразу несколько картин о трудностях юного возраста и за режиссуру отметили «Отрочество» Ричарда Линклейтера, которое снималось, пока герой проходил свой путь от 6 до 18 лет, можно только сожалеть о том, что мы занимаемся какими-то странными экспериментами. Зато фильм Андрея Зайцева «14+», участвующий в детской секции Берлинале, по-настоящему и очень искренне рассказал о первой любви и школьной жизни. Ее героиню посещают жуткие видения. Куда только смотрел Сергей Сельянов, сполна насладившийся пионерским прошлым в силу возраста?

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.