Десять главных секретов Джоконды

Заметки да Винчи насчет Салаи тоже рассматриваются как аргумент «за». Леонардо доказывает, что художник стоит выше всего этого, что ценнее всего творческий замысел мастера. Искусствоведы часто объясняют гениальность картины как раз тем, что на нем изображена земная женщина в образе Богоматери. Да и сам Леонардо не хотел расстаться с Моной Лизой, и, возможно, это первый случай в истории, когда автор не отдал заказчику работу, несмотря на то, что забрал гонорар. У Леонардо было несколько учеников, с некоторыми из них он был более чем близок, утверждает ряд исследователей. В 1991-м французский скульптор Ален Рош решил воплотить Мону Лизу в мраморе, у него ничего не вышло. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Увидел исследователь и восточные черты в лице модели, и в пейзаже за ее спиной. В то же время датский врач Финн Беккер-Христиансон поставил Джоконде свой диагноз: врожденный паралич лица. Он купил его у да Винчи за невероятные по тем временам деньги — 4000 монет золотом и поместил в Фонтебло. Много предположений связано с тем, что под изображением Моны Лизы скрыто еще одно. Изображение, сделанное на доске тополя, покрыто сеткой кракелюров. Есть даже версия, что да Винчи оставил портрет Салаи (так как картина упоминается в завещании ученика мастера), а уже от него картина попала к Франциску I. Кил уверен, что Мона Лиза скрестила руки на животе рефлекторно стараясь уберечь своего пока не родившегося младенца. — «исчезающий, как дым»). Из его труда мы узнаем, что Леонардо взялся «выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным». Спору нет: Леонардо – непревзойденный мастер, и венец его мастерства – этот божественный портрет. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов, их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Кстати, тот же Сильвано Винченти выдвинул и другое предположение: будто бы на картине изображена некая женщина из свиты Людовика Сфорца, при дворе которого в Милане Леонардо работал архитектором и инженером в 1482-1499. Традиционно же считается, что мастер начал писать Джоконду в 1503 году. В чем же секрет ее притягательности? Американский гинеколог Кеннет Д. А в 2009-м Лилиан на пару с историком-любителем Линн Пикнетт преподнесла общественности еще одну невероятную сенсацию: она утверждает, что Туринская плащаница — не что иное, как отпечаток лица Леонардо, сделанный с помощью сульфата серебра по принципу камеры-обскура. Тогда скульптор обратился к физиологу, профессору Анри Греппо, а тот привлек специалиста по микрохирургии рук Жан-Жака Контэ. Да Винчи не был женат и детей не имел. Оно пережило ряд не слишком удачных реставраций и заметно потемнело за пять столетий. Вывод: правая половина тела модели парализована, а, значит, таинственная улыбка – тоже лишь судорога. Наполеон тоже был очарован госпожой Лизой (так он называл Джоконду) и перенес ее в свои покои во дворец Тюильри. Версия № 3: Мона Лиза – мужчина Зрители часто отмечают, что в образе Моны Лизы, несмотря на всю нежность и скромность, есть какая-то мужественность, и лицо юной модели, почти лишенное бровей и ресниц, – кажется мальчишеским. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Благодаря этому приему свет по-разному отражается и рассеивается по холсту — в зависимости от угла зрения и угла падения света. Это, конечно, художественный роман. Такой вывод историк искусства, впрочем, сделал не только из-за внешнего сходства моделей, а после изучения фотографий в высоком разрешении, которые позволили разглядеть Винченти в глазах модели L и S – первые буквы имен автора картины и изображенного на ней юноши, по убеждению специалиста. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Место нашлось всему: от восхищения неземной красотой — до признания полной патологии. Он не мог лично знать художника или его модель, так что изложил лишь информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Мона Лиза – это автопортрет, уверена Лилиан. Версия №5: шедевр с синдромом Дауна Джоконда страдала болезнью Дауна – к такому выводу в 1970-х годах пришел английский фотограф Лео Вала после того, как придумал метод, позволяющий «повернуть» Мону Лизу в профиль. Версия № 10: обрезанный пейзаж Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Самая смелая и невероятная версия прозвучала в книге, а затем и фильме «Код да Винчи». Версия №9: тайные знаки Тайные знаки – любимая тема исследователей Моны Лизы. Это, по мнению исследователя, дата написания картины, только последняя цифра стерлась. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Итальянские археологи даже утверждают, что нашли ее могилу в монастыре Святой Урсулы во Флоренции. Именно этот живописный прием, когда краски наносятся слой за слоем, и позволил Леонардо создать воздушную перспективу в картине. Вазари пишет, что Пьетро Торриджани ударил однокашника из-за завести к его таланту, а Бенвенуто Челлини объясняет травму его заносчивостью и наглостью: копируя фрески Мазаччо, на уроке он высмеивал каждый образ, за что и получил в нос от Торриджани. Впрочем, кто сказал, что Леонардо был анатомически точен – вдруг секрет гениальности как раз в этой диспропорции? Вместе они пришли к выводу, что правая рука загадочной женщины не опирается на левую, потому как, возможно, короче и могла быть подвержена судорогам. Асимметричная улыбка, по его мнению, говорит об отклонениях в психике вплоть до идиотии. В то же время существует документ-донос, где аноним обвиняет художника в содомии над неким 17-летним юношей Джакопо Салтарелли. Паратико предлагает провести эксгумацию останков Леонардо и анализ его ДНК, чтобы подтвердить свою теорию. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была …китаянкой. Тот не мог жениться на безродной, а взял в жены девушку из знатной семьи с приданым, но та оказалась бесплодна. Мастер всю жизнь совершенствовал свое произведение, добавляя черты и других натурщиц – тем самым получил коллективный портрет идеальной женщины своей эпохи. Однако не многие поддержали Лилиан в ее изысканиях — эти теории не в числе самых популярных, в отличие от следующего предположения. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе… фото: Геннадий Черкасов

Мона Лиза — это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Тем не менее, исследователи постоянно строят не менее фантастические предположения, основываясь на неких символах, найденных на картине. Monna — это сокращение от ma donna — Мадонна, матерь Божья ( хотя также означает и «моя госпожа», леди). Оказалось, что с физиологической точки зрения все в модели неправильно: и лицо, и руки, и плечи. В результате получилась настолько страшная картина, что непонятно, как эта женщина вообще жила. Катерина воспитывала ребенка первые несколько лет его жизни, а потом отец забрал сына в свой дом. Однако чем старше становится картина, тем больше людей притягивает: Лувр ежегодно посещает 8-9 миллионов человек. Такая версия появилась после того, как Винченти увидел на обороте холста цифры 149. Но она ли на картине? д.). Никто не знает, кто обрезал картину. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Кажется, версий разгадки тайны Моны Лизы столько же, сколько людей, пытающихся исследовать шедевр. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Версия №1: классическая Первое упоминание о Моне Лизе мы находим у автора знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари. Правда ли история про музыкантов, создававших нужное настроение нашей героине? Писатель восхищен мастерством художника, его умением показать «мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи», а главное, улыбкой, которая «дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо». В образе его героини есть двойственность, свойственная самой жизни: скромность позы сочетается со смелой улыбкой, которая становится своеобразным вызовом обществу, канонам, искусству… Но действительно ли перед нами жена торговца шелком Франческо дель Джокондо, фамилия которого стала вторым именем этой загадочной дамы? О гомосексуальности Леонардо рассуждает и Фрейд, который подкрепляет такую версию психиатрическим анализом биографии и дневником гения Возрождения. Версия № 4: Джоконда — это Леонардо Еще одна неожиданная теория, на которую намекал еще Фрейд, нашла подтверждение в исследованиях американки Лилиан Шварц. Этих слоев художник нанес бесчисленное множество, и каждый был почти прозрачным. Например, фигура ангела, или перо в руках модели. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал.) — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Но ведь на версии картины из музея Прадо есть колонны, которые судя по всему были и в оригинале. Версия № 8: Леонардо — создатель 3D Сочетание это достигнуто с помощью особой техники, изобретенной Леонардо — сфумато (с итал. Ряд исследователей утверждает, что Леонардо писал портрет с нескольких моделей, ведь, когда он отказался отдать картину торговцу тканями Джокондо, она оставалась незаконченной. Впрочем, есть и немало других кандидаток на звание Моны Лизы, которые конкурируют с Салаи: это Изабелла Гуаланди, Джиневра Бенчи, Констанца д’Авалос, распутница Катерина Сфорца, некая тайная любовница Лоренцо Медичи и даже кормилица Леонардо. Версия № 2: мать-китаянка Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Каждый находит в Джоконде что-то свое и, быть может, именно в этом проявилась многомерность и смысловая многослойность полотна, которое дает каждому возможность включить свою фантазию. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь, исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Есть и любопытная версия Валерия Чудинова, который обнаружил в Моне Лизе слова Яра Мара — имя русской языческой богини. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. Об этом свидетельствует и версия портрета, хранящаяся в мадридском музее Прадо, написанная то ли самим да Винчи, то ли его учеником. О матери Леонардо почти ничего не известно. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Версия № 6: дитя под сердцем Есть и еще одна полярная «медицинская» версия — беременность. Исследователь провел 20 лет на Востоке, изучая связь местных традиций с итальянской эпохой Возрождения, и обнаружил документы, свидетельствующие, что у отца Леонардо, нотариуса Пьеро был богатый клиент, а у того была рабыня, которую он привез из Китая. Первый обладатель картины — после автора — король Франции Франциск I тоже был в восторге от портрета. А итальянец Винченцо Перуджиа в 1911 году выкрал шедевр из Лувра, увез на родину и целых два года скрывался вместе с ней, пока не был задержан при попытке передать картину директору галереи Уффици…Словом, во все времена портрет флорентийской дамы притягивал, гипнотизировал, восхищал… А между тем тайна Моны Лизы так и остается достоянием этой загадочной леди, с легкой улыбкой на устах… Скептики оспаривают все это, ссылаясь на то, что Вазари был 8-летним мальчишкой, когда умер Леонардо. Леонардо не просто художник, он — инженер, изобретатель, ученый, писатель, и наверняка зашифровал в своем лучшем живописном творении какие-то вселенские секреты. Он уверен, что Леонардо позировал …юноша в женском платье. Исследователь Игорь Ладов обнаружил в нем цикличность: кажется, стоит провести несколько линий, чтобы соединить края пейзажа. Художник и консультант по графике Школы визуальных искусств в Нью-Йорке в 1980-х годах сопоставила знаменитый «Туринский автопортрет» уже совсем немолодого художника и портрет Моны Лизы и обнаружила, что пропорции лиц (форма головы, расстояние между глазами, высота лба) одинаковы. фото: ru.wikipedia.org
«Иоанн Креститель» Леонардо Да Винчи (Лувр)

В пользу этой версии говорят и особые отношения — на них намекал еще Вазари — модели и художника, что, возможно, связывали Леонардо и Салаи. А великий замысел состоит в том, чтобы показать двойственность мира, и средством для этого служит образ Моны Лизы, в которой сочетается божественная и земная красота. Таким образом, полагают специалисты, шел поиск нужной точки изображения, которая и даст эффект 3D. В том и состоит гениальность произведения и потому оно стало символом начала новой эры в искусстве. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Версия №7: иконографическая Однако теория о том, что Мона Лиза — это икона, где место Божьей матери заняла земная женщина, популярна и сама по себе. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Секрет ее обаяния историк искусства объясняет тем, что «во время писания портрета он (Леонардо) держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам». Но, действительно, бытует мнение, что художник, разлученный с матерью в раннем детстве, всю жизнь пытался воссоздать образ и улыбку матери в своих картинах. фото: ru.wikipedia.org

Сегодня эта картина размером 77х53 см хранится в Лувре за толстенным пуленепробиваемым стеклом. Потому и выражение лица модели постоянно меняется.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.