«До этого они пробовали отработать предварительные стадии посадки, — напомнил Игорь Афанасьев. «Новизна проекта в самой возможности после выведения корабля на орбиту обеспечить первой ступени мягкое вертикальное приземление, — говорит Афанасьев. Для этого у ступени имеется четыре посадочные опоры, а реактивные двигатели по ходу полета будут использоваться несколько раз: сперва для выведения корабля на орбиту, а затем – для корректировки баллистической траектории, торможения и, наконец, посадки». Но грезы о многоразовых технологиях не покидали умы ученых давно. «Разработчики транспортных космических систем всегда уповали на крыло – для возвращения на землю они проектировали орбитальные самолеты, — говорит Игорь Афанасьев. При этом отработанные многоразовые ускорители после отстыковки спускались в океан на парашютах. Часть оборудования на морской платформе, а также сама ступень повреждены, но останавливаться на достигнутом разработчики не намерены. «По крайней мере, ступень не придется изготавливать заново, — говорит эксперт. «Они уже показали, что могут попасть на платформу, — прокомментировал «МК» журналист и эксперт в сфере космонавтики Игорь Афанасьев. долларов – по крайней мере, за эти деньги готов работать Илон Маск. Фото: NASA
Как сообщил в своем Twitter глава проводившей запуск американской компании SpaceX Илон Маск, посадка первой ступени ракеты-носителя была «жесткой». Схема Илона Маска, конечно, пока не отработана – она только в процессе отработки. Здесь надо сказать, что доставка на землю ступени ракеты-носителя – само по себе событие знаковое. Говорили, что получается, но отработанные элементы быстро тонут. Если все удастся, мы получим частично многоразовую ракету». «Это позволит сильно сэкономить, — рисует перспективы эксперт. Прежде всего, вы тащите с собой конструкцию, которая нигде, кроме посадки, не нужна. – Он нужен для возвращения на землю и посадки. – Первая ступень стоит дорого – 60-70% от стоимости всей ракеты». – И посмотреть, в какой кондиции они будет после этого. При этом наш собеседник подчеркнул, что сэкономить 60-70% стоимости все равно не получится, ведь не известно, в какой кондиции будет ступень после условно мягкой посадки. Суммарные затраты на запуск, скажем, спутника Афанасьев оценивает в 60-70 млн. В лучшем случае обломки падали в океан. Dragon является пока единственным в мире грузовым космическим кораблем неоднократного использования – контракт создавшей его SpaceX с NASA предусматривает 12 полетов к МКС. В данном же случае перед нами обычная ракета-носитель, некоторые элементы первой ступени которой позволяют совершить мягкую посадку». Даже если она выдержит два-три-четыре полета, это даст существенную экономию». Теперь же – во время пятого полета корабля Dragon – инженеры сумели приземлить отработанную ступень на морскую баржу длиной до 100 метров. По словам эксперта, первая ступень будет садиться в вертикальном положении, и это главное отличие проекта SpaceX от «Спейс шаттла». Но если брать в комплексе, затраты на запуск многоразовых ракет-носителей будут меньше. – Но у крыла, помимо плюсов, есть множество минусов. – Ее просто заправят топливом – и она снова готова к пуску. Правда, документальных свидетельств этому не было». Разве что придется брать дополнительные запасы топлива – для торможения, и добавить к основной конструкции ракеты посадочные опоры». Поскольку раньше отработанные элементы обычных ракет до земли, как правило, не долетали, сгорая в атмосфере. – Пытались посадить ступень в море. «Пока мы знаем о системе «Спейс шаттл», верхняя ступень которой представляет собой многоразовый ракетоплан – наподобие самолета, — напомнил Афанасьев. – И шли они к этому очень давно».