фото: Наталья Мущинкина
Хочешь есть — умей вертеться: сезонное удешевление продуктов скоро закончится. Копите деньги, чтобы пережить зиму.
С 1 июля станет еще «веселее» — подорожает электричество . Как прогнозирует Минэкономразвития, к 2018 году цена за киловатт возрастет в полтора раза. Приплюсуем к этому еще газ и отопление.
По данным опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» (ФОМ), около 80% российских предпринимателей так же считают, что мы все еще в кризисе. А вот 16 процентов избранных так до сих пор его и не заметили.
Две трети опрошенных думают, что текущая обстановка вредит той отрасли, в которой они работают. 70% из них — сфера торговли, 44% — сельское хозяйство, а вот в банковской сфере — чуть более 30%. Все те же финансисты (а их из этого числа — 18%) полагают, что трудности пойдут им только на пользу. Однако предприниматели в других секторах экономики не столь оптимистичны. Доля их позитивных ответов — 4–7%.
фото: Геннадий Черкасов
«Кризисная пилюля» из дешевых овощей и фруктов станет несъедобной — дорожать будет вся продуктовая корзина.
Что подешевело
Чтобы немного подсластить кризисную «пилюлю», рассмотрим объективно, что же все-таки из продуктов подешевело. Возьмем в качестве примера минимальные столичные цены, то есть в рамках акций.
Яйца — 39,9 рублей за десяток, сахар — 40,5 (900 г), гречка — 45,9 (900 г), цыпленок-бройлер охлажденный — 89 (1 кг). Бананы — 56,5, огурцы — 79,9, томаты на ветке — 99,9.
Напомним, что средняя цена десятка яиц за последние два месяца составляла 60–70 рублей за десяток. В магазине среднего класса бананы стоили около 100 рублей за 1 кг. А огурцы с помидорами — 160–200. Разница очевидна.
Радует и то, что западные бренды, производимые в России, постепенно замещаются нашими аналогами. Так, финские хлопья для каш (600 г, 4 злака) стоят сейчас 116,9 рубля. А рядом на полке — российская альтернатива (500 г, все те же 4 злака), но уже по цене 86,9. Их овсяные хлопья с отрубями (600 г) — по 131,9, наши — 70,9.
На некоторое время из магазинов пропал плавленый сыр с белозубой блондинкой на упаковке, известный с советских времен. Теперь в гипермаркете он появился по цене 164 рубля за 400 г. Наши два аналога присутствовали все это время на полках стабильно. Правда, сейчас немного подорожали, но все равно дешевле — 105–106 рублей за тот же развес.
Дешевые сорта твердых сыров белорусского производства, подскочившие до 350–450 рублей за 1 кг, сейчас постепенно опускаются ниже 300.
Ну а кабачки по цене 300 рублей, а местами и 700 рублей за 1 кг, которые гнили на зимних полках, сейчас можно купить за 70–75.
фото: Елена Пылаева
Золотой бычок
Введение в августе прошлого года российских антисанкций обнажило просчеты в нашем мясном животноводстве, а именно в производстве говядины. Речь не идет о какой-то изысканной (мраморной), а самой обыкновенной. Осенью прошлого года стала ощущаться ее нехватка, особенно мякоти. Цены тогда (за счет старых запасов) еще держались на прежнем уровне, а вот по весне поползли вверх. Теперь минимальная стоимость говяжьей мякоти в столичных магазинах — выше 500 рублей, а по акции — 499.
Ясно, что за полгода мясного бычка не вырастишь. На перестройку целой отрасли потребуется не один год. Хорошо, что еще есть российские птица и свинина. А то быть всем нам вегетарианцами. Цены на эти виды мяса отличаются стабильностью в последние месяцы, а местами даже снижаются. Свинина, к примеру, немного подешевела в майские праздники. Как-никак стартовал шашлычный сезон.
Вареные и копченые колбасы ритейлеры называют мясосодержащим продуктом. Скорее всего, говядина там тоже присутствует. Отсюда и постепенное подорожание этой важной составляющей наших утренних бутербродов. С начала года докторская колбаса в натуральной оболочке возросла в цене в среднем на 30–40 рублей, копченая еще больше. Вся надежда на скидки и акции.
Росстат также заметил, что за прошедшую неделю в целом по стране подорожала морковь — на 2,3%, картофель — на 1,7%, яблоки — на 1,3%. «МК» не увидел сильных колебаний цен на эти овощи-фрукты. В столичном гипермаркете морковь по-прежнему стоит 25–30 рублей за 1 кг, а в магазинах у дома — около 50.
Кризис — это горькая жизнь
Во время напряженной череды экзаменов и в стрессовых житейских ситуациях всегда спасала плитка шоколада. Однако с целью экономии мы в последнее время отказываемся от этой некогда доступной сладкой радости.
Производители шоколада заметили резкое снижение продаж. По прогнозам Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР), региональные бюджеты могут в 2015 году недополучить более 4 млрд рублей налогов от продаж сладостей в связи с падением спроса и повышения розничных цен на эту продукцию.
По оценке ЦИКР, если рентабельность производства шоколада в 2009–2014 годах составляла 12–18%, то сейчас она упала на уровень менее 10%.
Шоколад тянет за собой и смежные отрасли, а именно производство сахара и молочных продуктов. Ведущие производители сейчас судятся из-за неплатежей. По мнению экспертов, этот тренд в кондитерской отрасли во втором полугодии только усилится.
По данным Росстата, за прошедшую неделю цены на карамель и конфеты, глазированные шоколадом, выросли на 0,6%, печенье — на 0,4–0,5%.
Ярмарка — не значит дешево
Как говорят организаторы ярмарочной торговли, производители здесь могут продавать свои товары без коммерческой наценки. И покупателю тем самым дается шанс приобрести качественную продукцию. За счет оборота должна, по сути, снизиться и цена.
Что же? Давайте посмотрим на таблицу цен одной такой ярмарки выходного дня в столичном ЮЗАО, которая находится бок о бок с сетевым магазином «минусового» среднего класса (то есть дешевым). Видно, что ярмарочные цены выше магазинных. Но за качество приходится платить. Вкус на порядок лучше, чем у магазинных образцов.
Кстати, Минсельхоз имеет неплохие виды на нынешний урожай. Этот факт подтверждают и краснодарские фермеры. В столице уже продается молодая картошка-«сорокадневка» из их края (55–65 рублей за 1 кг), а также помидоры (130–200 руб.). Рязань везет к нам капусту (60 руб.) и огурцы (120–150). Первые овощи нового урожая всегда дороже. Можно предположить, что летом, когда по всей средней полосе созреет свое добро, они подешевеют.
СПРАВКА "МК"
ИНОМАРКИ СТАЛИ ДОРОЖЕ ОБЕДОВ
В 2014 году авторынок показал отрицательную динамику. По сравнению с 2013 года продажи автомобилей снизились на 6%, но, как утверждают аналитики, это не предел. Возможно дальнейшее снижение продаж на фоне нестабильной мировой экономики. У большинства компаний отмечается повышение цен на весь модельный ряд, в связи с чем они приняли решение ограничить продажи иномарок. Но на данный момент склады переполнены автомобилями, реализующимися по старым ценам. Новые партии будут продаваться по новым ценам, значительно большим, чем на данный момент.
Ситуация на Украине, введение санкций и как следствие снижение иностранных инвестиций, ослабление курса рубля, замедление темпов роста отечественной экономики — далеко не полный список факторов, повлиявших на размер индекса потребительской уверенности, который в 2014 году практически сравнялся с уровнем 2011 года. Для 2015 года прогноз, как считают многие аналитики, тоже неутешительный. Ожидается снижение спроса на автомобили на 10–15%, если только государство не поддержит рынок. Люди неохотно делают крупные покупки в связи нестабильной экономикой в стране и в мире в целом. Падение спроса обусловлено увеличением просроченной задолженности у банков, удорожанием кредитов для физических и юридических лиц, повышением ставки рефинансирования. Предполагается два варианта развития событий: при худшем возможно падение рынка на 10–15%, но для того, чтобы этого не произошло, необходимо в ближайшие 6 месяцев найти мирное решение ситуации на Украине, пересмотреть цены на нефть и вернуть их к отметке $100–110, остановить рост курса американской валюты и стабилизировать его в районе 35–40 рублей, а также остановить удорожание кредитов.
Если решить эти вопросы, то возможно, что падение рынка остановится на отметке до 5%. Хотя не все специалисты согласны с данной точкой зрения. Российский авторынок в 2015 году ждет пусть и не резкий, но все-таки стабильный подъем. В среднем ожидается рост на 100 тысяч машин в год. Если экономика будет стабильна и риски не возрастут, то подъем авторынка возможен уже в 2015 году. Дальнейший рост будет составлять в среднем 3–5% в год. Практически все аналитики сходятся во мнении, что к 2019–2020 годам Россия достигнет отметки в 3 млн автомобилей. В поддержку авторынка правительство решило возобновить программу утилизации, которая поможет поддержать продажи в среднем ценовом сегменте. Однако можно отметить, что в связи с тяжелой ситуацией в российской экономике в конце 2014 года цены на автомобили будут лишь расти, причем значительными темпами.