фото: AP
Лос-Анджелес — это сразу несколько городов в одном. Пока одни, приехавшие сюда за счастьем со всего мира, набиваются в большой синий автобус, курсирующий из Санта-Моники в Даунтаун, другие — из тех, кто уже познал вкус исполнения американской мечты, занимают пассажирские сиденья блестящих черных автомобилей, следующих из Беверли-Хиллз на бульвар Голливуд. Здесь возвышается внушительный Dolby Theatre, вмещающий больше трех тысяч почетных гостей.
Те же, кто по какой-то причине не поместился в зал, но очень хочет там оказаться (каждый год таких набирается под миллиард человек), устраиваются поудобнее перед ТВ. Альтернатива домашним посиделкам с попкорном — заказ столика в одном из ресторанов. Так, ресторан гостиницы Beverly Wilshire, знаменитой тем, что именно здесь 25 лет назад снимался фильм «Красотка», подготовил для своих гостей специальное предложение — «Оскаровский бранч», который включал в себя не только изысканное меню, но и проектор с большим экраном. Так, чтобы можно было разглядеть внушительные декорации во всей их красе.
Те же, кто не успел заказать столик в культовом месте, равномерно заполнял барные стойки в округе. В этот вечер каждый экран любого кафе, бара и ресторана был настроен на премию «Оскар». Такой ажиотаж вокруг телетрансляции здесь случается считаный раз — разве что во время «Супербоула». Только на этот раз люди ведут себя куда скромнее, чем во время футбольного матча. Каждый здесь скорее занят разговорами друг с другом, а шум и гам скорее следствие выпитых коктейлей, чем происходящего на сцене.
87-я церемония вручения премии «Оскар»: кто получил заветную статуэтку? (6 фото)
И все же нельзя сказать, что ведущий церемонии, Нил Патрик Харрис, старался зря, извергая каламбуры один за другим. То предложит всем спустить брюки в честь выхода Ченнинга Татума, то натурально сам предстанет в одних трусах — воспроизводя ту же ситуацию, в которой оказался герой Майкла Киттона в «Бердмене». То призовет съесть Ризер Уизерспун ее же собственной ложечкой (шутка, которая родилась из фамилии актрисы, чье написание на английском созвучно выражению «with her spoon»). Дело в том, что трансляция сопровождалась бегущей строкой, которая в реальном времени дублировала все, что говорилось на сцене. Причем не только из числа заготовленных шуток, но и импровизированные выступления победителей. Отчего происходящее порой напоминало хорошо отрепетированный телеспектакль, снятый без единой склейки, не считая довольно частой и назойливой рекламы. Точь-в-точь как главный триумфатор церемонии, «Бердмен» Алехандро Г. Иньяритту, снятый ровно по тому же принципу — как попытка создать иллюзию непрерывности действия на экране. За свои старания оператор фильма Эммануэль Любецки получил персональный «Оскар», причем второй год подряд — в прошлом году он также покорил всех своей космической работой над «Гравитацией» Альфонсо Куарона.
В пользу версии о заранее смонтированном фильме, который телезрителям выдали за прямую трансляцию, можно было засчитать и ту легкость, с которой прошла церемония. Никаких помарок: все четко, быстро и по делу. Разве что Наоми Уоттс хотела было присоединиться к длинному списку актрис, споткнувшихся о подол собственного платья, но ее вовремя подхватил шедший рядом Бенедикт Камбербетч. Вместе они вручили статуэтку Тому Кроссу, монтажеру фильма Дэмьяна Шазелла «Одержимость». Эта драма в стиле джаз стала настоящей сенсацией сезона, добавив к призу за лучший монтаж награду за лучшую работу звукорежиссера и лучшего актера второго плана. Причем Джей Кей Симмонс сыграл дирижера и преподавателя консерватории настолько убедительно, что вероятность его победы, по мнению букмекеров, была близка к ста процентам.
Так же, как и в двух женских ролях. Что Патриция Аркетт (роль второго плана за фильм «Отрочество»), что Джулианна Мур (главная роль в драме «Все еще Эллис»), по сути, выиграли свой «Оскар» задолго до начала церемонии. Мур использовала свое положение сполна, выйдя на сцену с явно заготовленной шуткой:
— Я вычитала в газетах, что получение премии «Оскар» дарит тебе пять лет жизни. Если это так, то я хочу сказать спасибо киноакадемии, потому что мой муж как раз моложе меня.
За кулисами актриса добавит, что ее муж, только посмотрев фильм, сразу сказал, что ее ждет «Оскар».
— На что я ответила только: «Да ну тебя!»
Но перед этим Мур не упустила возможности выразить со сцены поддержку всем, кто борется с болезнью Альцгеймера — так же, как и ее героиня Элис.
Некий намек на борьбу ждал в категории «Лучшая мужская роль» — но и там академики, как и предсказывали, оставили не у дел Майкла Китона («Бердмен») и отдали предпочтение молодому Эдди Рейдману, сыгравшему знаменитого ученого во «Вселенной Стивена Хокинга». Киттон как ни в чем не бывало продолжил жевать жвачку в своем кресле, а вот Эдди на сцене выдал одну из самых эмоциональных речей, заявив, что эту награду вместе с ним заслужили все больные боковым амиотрофическим склерозом. Редким необратимым заболеванием нервной системы, которым страдает Хокинг.
Следующая социально важная тема — борьба афроамериканцев за равные права — нашла свой «Оскар» в номинации «Лучшая песня». Триумфа удостоилась одноименная песня «Glory» — заглавная тема драмы «Сельма», рассказывающей о ранних годах Мартина Лютера Кинга. Живое исполнение песни, которое состоялось буквально за минуту до вручения награды, вышибло слезы из половины партера. Так, что Опра Уинфри отправилась вручать приз за лучший адаптированный сценарий со следами потекшей туши на лице. «Оскар» достался Грэму Муру, адаптировавшему для кино книгу Эндрю Ходжеса о выдающемся математике Алане Тьюринге, который во Вторую мировую войну подобрал комбинацию для расшифровки кода «Энигма». В фильме Тьюринг в исполнении Бенедикта Камбербетча с одинаковым усердием борется как с нацистским кодом, так и с английскими предрассудками — а все потому, что он родился не только гением, но и геем.
— В 16 лет хотел покончить с собой, — заставил всех в зале затаить дыхание Грэм Мур. — Оттого, что я чувствовал себя особенным, не таким, как все. А теперь я хочу сказать всем: не бойтесь, оставайтесь другими, верьте в себя — и тогда, возможно, вы однажды тоже окажетесь на этой сцене.
Пожалуй, единственным из победителей, кто никак не высказался на тему политкорректности, хотя имел на это полное право, стал Павел Павликовский, который на последних минутах вырвал «Оскар» за лучший иностранный фильм у «Левиафана» Андрея Звягинцева. Его «Ида» — размышление о последствиях холокоста в Польше. Главная героиня собирается постричься в монахини, прежде чем ее находит тетя — бывший прокурор, которая «сделала много для наведения порядка после войны». Если по-простому — расправлялась с врагами народа. Вместе они отправляются к месту, где были убиты и похоронены родители Иды. Эта минималистическая черно-белая драма с минимумом слов и действий до этого выиграла едва ли не все возможные награды в Европе, но уступила «Левиафану» «Золотой глобус».
— О нет, что я вообще тут делаю? — удивлялся Павликовский. — Вы верите в подобные сюрпризы?
Наконец, единственный, кто позволил себе быть неполиткорректным в этот вечер, — Шон Пенн. Двукратный обладатель премии «Оскар» вручал в этом году главный приз. Заглянув в конверт, он только и произнес:
— Кто только дал этому сукину сыну «Гринкарту»?
После чего назвал победителя: «Бердмен».
Вышедший следом Алехандро Г. Иньярриту быстро исправил положение, вернув церемонию в нужное русло. Сперва пожелал Мексике когда-нибудь превратиться в по-настоящему демократическое государство, а потом призвал всех мексиканцев — эту «последнюю волну эмиграции» — уважать всех, кто приехал в Америку до них.
В сухом остатке на «Оскаре» вновь победили не столько фильмы, сколько такие идеалы, как «свобода», «равенство» и «братство». Что касается России, то она может разделить награду как минимум в двух номинациях. В категории «лучший документальный фильм» победил «Гражданин четыре», рассказывающий о нелегкой судьбе Эдварда Сноудена. (К слову, его со сцены представили как героя, а не национал-предателя.) А композитор Александр Депла взял «Оскар» за саундтрек («Отель «Гранд Будапешт», собравший в общей сложности четыре награда), исполненный на балалайках.