«Ангара» сбила «Энергию»


фото: Геннадий Черкасов

Представители отрасли, заказчики космических услуг из Минобороны, Российской академии наук и других ведомств обсуждали несколько серьезных вопросов: что считать главным приоритетом разрабатываемой сейчас Федеральной космической программы с 2016 до 2025 года, как формировать будущую программу пилотируемых полетов и программу создания новых средств выведения, включая и ракеты сверхтяжелого класса. Несмотря на то, что решение НТС носят скорей рекомендательный характер, в руководстве Роскосмоса заверили, что оно вполне возможно и станет основанием для принятия окончательных директив.

Итак, к чему же пришли специалисты. Многие прежние проекты из-за необходимости жесткой экономии, по словам Коптева, надо пересматривать. Самым необходимым пунктом, куда надо прежде всего кинуть все силы и средства, названы орбитальные группировки, которые должны обеспечить стране должный уровень социально-экономического развития и науки, где мы к сожалению на сегодняшний день находимся не на передовых позициях. Сюда входят все вопросы обеспечения качественной связью, навигацией, картографией, проблемы дистанционного зондирования Земли.

«Если посмотреть по программам предыдущих лет, то у нас расходы на пилотируемую часть зашкаливали за 50 процентов, — говорит Коптев. — Естественно, из-за этого нам долгое время и не хватало ресурсов на создание полноценной группировки ДЗЗ, на развертывание метеорологических спутников, соответствующих необходимым требованиям».

Поэтому сейчас принято отказаться от проектов новой высокоширотной станции, немного повременить с созданием супертяжелой ракеты, сведя пилотируемую часть программы до выполнения наших международных обязательств, связанных с МКС. То есть, мы будем продолжать летать на станцию до 2020 года или, если будет предложение продлить срок ее существования — до 2024 года. Параллельно принято решение дооснастить МКС тремя российскими модулями. «Мы их раньше всех начали делать и позже всех заканчиваем, — посетовал Юрий Коптев. — То есть, мы циклически повторяем строительство станции «Мир», когда мы к моменту окончания работы, начали оснащать ее новыми модулями. Поэтому новые модули мы будем делать таким образом, что если мы придем к пониманию, что после 24-го года существование станции будет прекращено, то на их основе создать новый сегмент пилотируемой станции, который станет базой для нашей новой миссии на орбите». Упор все это время Роскосмос будет делать на научные эксперименты с точным целеуказанием: для кого они делаются, какая от них польза.

Еще в декабре три организации Роскосмоса РКК «Энергия», РКЦ «Прогресс» и Центр им. Хруничева представили в Роскосмосе свои предложения по строительству ракет сверхтяжелого класса. «Они, конечно, отличаются по характеристикам, но в целом это одно и то же», сказал Юрий Николаевич. — Комиссия, сопоставив все аргументы, признала, что наиболее перспективным вариантом является вариант РКК «Энергия», связанный с наследием ракеты-носителя «Энергия», выводившей когда-то в космос корабль «Буран» (она способна выводить на опорную орбиту до 100 тонн- Авт.) Но когда это все оценили и сопоставили, что мы имеем с точки зрения ресурсов, решили поискать еще варианты», — говорит Коптев. Создание такой мощной ракеты, как «Энергия», по решению НТС, оказалось бы не только сверх затратным делом, но и узконаправленным, только — для полетов на Луну и Марс. Но когда они начнутся? В итоге более подходящий вариант предложил центр им. Хруничева. Это ракета-носитель из модульного ряда «Ангары» — «Ангара А-5В» , одна из ступеней которой вместо кислорода-керосина работала бы на кислородно-водородной смеси. Вместо 24 тонн, которые выводит сейчас «Анграа-А5», «Ангара -А5В» могла бы выводить на низкую опорную орбиту 35-37 тонн, а на геостационарную орбиту — 12-12,5 тонн.

Тут мы, по словам Юрия Коптева, идем почти ноздря в ноздрю со всеми мировыми державами: американские Delta 4Havy, Atlas-5 обеспечивают вывод на ГСО от 12 до 14 тонн, европейцы на Arian-5 — 10-11 тонн, китайцы планируют обеспечить вывод 10 тонн. «Если взять уже нашу существующую «Ангару — А5», — говорит председатель НТС, — то она уже сейчас обеспечивает выход на геопереходную орбиту 7-ми тонн грузов. Но объективно у нас сейчас есть необходимость в увеличении грузоподъемности не только для дальних полетов, но, к примеру, в интересах Минобороны, чтобы сразу выводить на высокую орбиту геостационарные спутники.

Ну а в будущем, примерно к 2022 году РН «Ангара -А5В» можно пустить и к Луне — в варианте двухпусковой схемы, со стыковкой на околоземной орбите космического комплекса. Он сможет обеспечить полет с посадкой и работе на Луне двух космонавтов.

Что касается проектов сверхтяжелых ракет, НТС выдал рекомендации обязательно создавать по ним научно-технический задел с использованием новых материалов, новых двигателей, к примеру даже таких экзотичных, как двигатель на природном газе, предложенный РКЦ «Прогресс».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.