фото: Геннадий Черкасов
Никита МАСЛЕННИКОВ, руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития (ИНСОР): «Это вполне ожидаемое решение ЦБ, потому что рынки и банки уже настраивались на снижение ставки . Уже на прошлой неделе были сигналы, что банки — лидеры депозитного рынка — снижают проценты по вкладам, рубль начал немножко сдавать позиции, потому что валютные игроки начали отыгрывать понижение ставки. Соответствующая динамика была замечена на рынке облигаций федерального займа, на межбанковском рынке… То есть понижения ставки ждали.
С чем оно связано? В первую очередь, Центральный банк ориентируется на динамику инфляции, А она, судя по тем показателям, что дает Росстат, прошла пик разгона.. В апреле мы впервые увидели ее снижение. Предельный темп апрельской инфляции держится на уровне одной десятой, и в целом он вышел на темпы апреля прошлого года.
Это дало основания Центральному банку сделать выводы, что инфляционные ожидания начинают стабилизироваться. И прогноз снижения инфляции к концу года составит 11 -11,9 процента. Кроме того, рубль тоже стабилизировался.
Конечно, это не отменяет некой волатильности курса, его колебаний, но тем не менее, это уже не те «зубцы», которые мы видели в конце прошлого года. Вот два главных обстоятельства, которые стали аргументом для Центрального банка в пользу снижения ключевой ставки.
И последнее — может быть, самый решающий аргумент: если выбирать между разгоном инфляции и углублением спада экономики, то какой из этих рисков является доминирующим?. Судя по всему, Центральный банк пришел к выводу, что риск углубления рецессии более значим, чем риск разгона инфляции. Тем более, что итоги квартала, которые вчера опубликовало Минэкономразвития, показали, что идет углубление падения экономики: и по внутреннему валовому продукту, и по скорости падения инвестиций, и по падению потребительского спроса. Поэтому риски рецессии сегодня перевешивают риски разгона инфляции. И самое разумное, что может сделать Центральный банк в таких условиях — это снизить стоимость денег, чтобы через какое-то время пошли вниз и ставки по кредитованию, которые сегодня сильно сдерживают деловую активность и практически блокируют инвестиционные программы.
Тем самым ЦБ сделал такой сигнальный жест в отношении банковского сектора, чтобы он начал подстраиваться под ту цену денег, по которой рефинансируется. Насколько это даст какой-то эффект? Это станет видно к концу мая или даже первого полугодия. Но, я думаю, благодаря действиям Центрального банка есть неплохие шансы затормозить падение экономики. И дальше даже возможна реализация того оптимистического сценария, о котором нам рассказывает Министерство экономики. Но Центральный банк все время обращает внимание: все-таки главная проблема устойчивого роста после рецессии — это масштабные, серьезные структурные реформы».
Николай ВАРДУЛЬ, главный редактор «Финансовой газеты»: «Центральный банк в данном случае вынужден был выступить фармацевтом. Ему нужно было изготовить лекарство, причем не лекарство на все времена, а именно то, которое может помочь российской экономике в данный момент.
Что он должен был учитывать в рецептуре этого лекарства?. Во-первых, в качестве результата может последовать некоторое снижение курса рубля, что пойдет на пользу экономике и импортозамещению, но не гражданам, которые в результате смогут ощутить ухудшение своего материального положения.
Во-вторых, побочное явление снижения рубля — это некий разогрев инфляции. Но здесь Центральный банк считает, что инфляция сейчас на пике, и дальше темпы роста цен будут уже не так высоки.
Скажется ли понижение ставки на объемах кредитования? Думаю, да. Даже при ключевой ставке в 14% у нас на кредитном рынке была совсем не пустыня. То есть даже тогда какая-то активность на кредитном рынке была. Но, конечно, революционного чего-то не произойдет. Однако на рынке ожидают, что шаги по снижению ставки продолжатся. Если каких- то геополитических форс-мажоров нам на голову не свалится и если цены на нефть не просядут до 40 долларов за баррель, то в конце года, может быть, мы увидим однозначную ключевую ставку (меньше 10% — «МК»). Хотя больше ожидают ставку где-то в районе 10%. В общем, свое лекарство ЦБ выписал, и экономика начнет его принимать. Но наблюдение врачи должны продолжать.