фото: youtube.com
На фото: Тимофей Кулябин
— Традиция концертного исполнения опер существовала и будет существовать. Есть такой жанр, — говорит «МК» музыковед Екатерина Кретова. — В среде музыкантов благожелательное отношение к этой практике. Ничего не отвлекает слушателя от музыки и качества исполнения. И это качество выходит на первый план. Певцы и дирижер не могут спрятать за эффектную сценографию, яркие костюмы и небанальные мизансцены. Мстислав Ростропович любил повторять, что он предпочитает концертное исполнение опер сценическим. Сейчас, когда режиссерская опера, которую иронично называют «режопера», начинает надоедать публике. Возникает желание услышать оперу в том виде, как она была написана. А в ситуации с «Тайнгезром» есть важный момент: все признают — и сторонники, и противники — что музыкально она сделана очень хорошо. Это великолепная работа, очень непростая, потому что исполнение партитуры Вагнера требует огромных усилий и профессионализма как от дирижера, так и от всех оркестрантов, хора, певцов. В этой опере задействовано очень много человек — и на сцене, и в оркестровой яме. Но спектакль вызвал раскол в обществе, да такой, что представители одной профессии лезут друг на друга чуть ли не с кулаками! Если принято решение, что в таком виде спектакль, идти не будет, возникает два варианта: полный отказ от спектакля и от работы, или концертный вариант оперы. Образ героя в опере создается не за счет костюма и трактовки, а за счет музыки. Поэтому это верное решение, которое позволяет людям услышать оперу в хорошем.
— С юридической точки зрения можно ставить концертную версию без Кулябина?
— Театр заключает с режиссером договор на постановку. Концертная версия — это другая постановка. Театр может взять для этого другого дирижера. Что касается музыки, то на Вагнера авторское право не распространяется, это классический материал.
— А он вообще необходим для концертной версии?
— Есть такие варианты, когда нет костюмов, декораций и как таковых мизансцен, певцы находятся на сцене статично. Но они все же должны общаться, взаимодействовать, брать друг друга за руки, например. Эту работу делает режиссер. Как они взаимодействуют может решить и сам дирижер — «Леди Макбет Мцерского уеза», например, Ростропович сам ставил и вообще концертные версии предпочитал делать без режиссера.
— Концертная версия потребовала бы дополнительных затрат?
— Думаю, нет. Певцы могут выйти в обычных концертных костюмах. Декорации не нужны. Материал исполнители уже знают.