фото: Геннадий Авраменко
Юлий Ким: не все согласились с его кандидатурой на звание «Поэт».
Ее учредитель — Общество поощрения русской поэзии. Приз новому лауреату соответствует 50 тысячам американских долларов. Это полтора миллиона рублей. В жюри 15 человек — знаменитые филологи, писатели, а также и все лауреаты этой премии предшествующих лет: Евгений Рейн, Тимур Кибиров, Александр Кушнер, Олеся Николаева, Олег Чухонцев, Геннадий Русаков, Евгений Евтушенко. Только раз в жизни ныне здравствующие поэты могут получить эту награду.
Долго заседало жюри. Заметно было волнение координатора премии, писателя, главного редактора «Знамени» Сергея Чупринина. По ритуалу на оглашении имени нового лауреата обычно присутствуют знаменитые носители этого высокого звания. Но не приехал из Петербурга Александр Кушнер, не было Евгения Рейна… Отсутствовал лауреат 2013 года Геннадий Русаков.
На пресс-конференции выяснились некоторые причины их отсутствия, озвученные Сергеем Чуприниным: «Большинством голосов членов жюри победителем Российской национальной премии «Поэт» признан Юлий Ким. Он поэт 2015 года».
По рождению 23 декабря 1936 года Юлий Черсанович — москвич. В 1938 году его отец Чер Сан Ким, переводчик с корейского, был расстрелян. А мама, Нина Валентиновна Всесвятская, учительница русского языка и литературы, пребывала в ссылке до 1946 года.
Юлий Ким окончил филфак МГПИ им. Ленина, и его распределили на Камчатку, где он трубил 5 лет. Юлий всегда сочинял стихи, песни. Правда, официально он себя вынужден был именовать Юлием Михайловым. Юлий — прекрасный импровизатор, вдохновлялся мгновенно и славил дружбу, любовь. Но это иной уровень! Хотя публика его любит. Песни Кима звучат в 50 фильмах: «Бумбараш», «12 стульев», «Пять вечеров», «Обыкновенное чудо», «Собачье сердце»… Песни Кима — на пластинках и кассетах. Он лауреат Государственной премии, имени Булата Окуджавы. Не все члены жюри поддержали решение — отдать звание «Поэт» Киму. Свое несогласие выразили Александр Кушнер и Евгений Рейн. Как и все лауреаты, они автоматически стали членами Общества поощрения русской поэзии. Заявив свое несогласие с решением жюри, Александр Кушнер и Евгений Рейн в знак протеста вышли из состава Общества. Я позвонила Евгению Рейну и услышала голос взволнованный и даже гневный: «Это решение невероятно снижает уровень премии. Стихи Юлия Кима, по-моему, примитивны. А все примитивное и убогое как-то неудобно называть этим высоким именем. Есть достаточное количество поэтов, которые законно претендуют на эту премию, но остаются ненагражденными. Что очень жаль».