Грех замедленного действия

Фото: facebook.com / julia.plisenko

В Сети накануне Светлого праздника Пасхи появились фотографии с Украины, на которых красовались… гранаты, расписанные под пасхальные яйца. Поясняющая подпись сомнений в намерениях автора пасхального «шедевра» не оставила — «писанки наступательные». Росписью таких вот «символических» яиц, как следовало из дальнейшего текста, развлекаются солдаты в зоне АТО.

Наверное, нет смысла говорить, что додуматься до такого — это осквернить Светлый праздник Воскресения Господня. И поступок этот ничем не менее кощунствен, чем карикатура на пророка Мухаммеда, и даже, пожалуй, хуже, потому что касается не только твоих личных отношений с Господом Богом, за которые тебе и отвечать, а осквернения самого понятия «Пасха». Кто смеет так отвратительно наглядно демонстрировать желание нести смерть в день воскресения Христова, тот совершает смертный же грех.

Кстати, само слово «скверна» — церковнославянское изначально. И оно подразумевает в первую очередь понятие греха. Конечно, и преступления тоже, но преступления скорее как оскорбление окружающих масштабом своего нравственного уничижения, чем совершенным деянием. Осквернить — это в первую очередь совершить личное моральное падение до недопустимых в человеческом обществе пределов. И один из двух главных церковных праздников — Пасха — как раз и предназначен для очищения души от любой мало-мальской скверны, так что чем бы ни руководствовались создатели расписных пасхальных гранат и какие бы цели перед собой ни ставили, но добились лишь обратного — стыда и позора.

Но если «писанки наступательные» — это скверна в масштабах целого национального самосознания, которому, видимо, придется лечиться долгие годы через пост и покаяние, то на Пасху случаются и скверны маленькие, на которые зачастую не приходит в голову обратить внимание.

Скажем, церковнослужители просят верующих не кормить животных — собак и даже птиц — священными в пасхальную службу куличами и крашеными яйцами, это — грех, то есть скверна. Посещение кладбища на Пасху — еще один вопрос спорный и дискутируемый. Церковь призывает в день празднования Воскресения Господня погосты не посещать, так как день этот предназначен только для радости. С другой стороны, если люди не оставят в этот день на могилах куличи, крашеные яйца и конфеты, пусть даже с риском накормить ворон, то кто обеспечит Светлое Христово Воскресение бомжам и бездомным? Кстати, многие верующие, логично предполагая, что угощения эти достанутся людям, живущим за чертой бедности, аккуратно раскладывают пасхальные яства на клеенках, оставляют их в бумажных и полиэтиленовых пакетах. И это очень важный аспект пасхального самосознания человека. И мне лично довелось наблюдать на Пасху образец совершенно правильного, хоть и скромнейшего дара человека, возможно, и не православного, но безусловного Божьего. Возле контейнеров с мусором на соседнем дереве оказалась с рассветом вывешена старая одежда, включая пальто, которая была тем не менее выстирана, тщательно отглажена и, более того, аккуратно красовалась на плечиках (!). А на земле на толстом картоне стояли довольно поношенные, хотя еще и добротные ботинки, вычищенные просто до блеска. Умение отдать свой дар так, чтобы другой, даже, возможно, опустившийся человек смог принять его и почувствовать при этом к себе давно забытое уважение, это огромное благодеяние. Слово, обратное скверне. И украинским бойцам в зоне АТО, которые так опозорились в канун Пасхи, следовало бы, наверное, послать в ответ какой-нибудь светлый подарок, чтобы вспомнили они про свое человеческое начало. И поверили хотя бы в Светлое Христово Воскресение, что произошли все-таки от Бога, а не от обезьяны с гранатой.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.