Елена Чуковская была создателем и организатором дома-музея К.И.Чуковского в Переделкине. С диссидентами дружил Корней Иванович, правозащитной деятельностью занималась его дочь Лидия, а потом и внучка Елена. «Размозжить голову старому ревизионисту, забивающему головы детей религиозными бреднями!» — скандировали они… Поэтому семейство Чуковских всегда было отчасти диссидентским. Позже, явно во многом из протестных чувств, писатель привечал у себя в трудные годы Александра Солженицына, физика Александра Литвинова и других известных в своей сфере творческих людей, испытывавших проблемы во взаимоотношениях с государством. Её силами первое издание альманаха (правда, со значительными купюрами) увидело свет в 1979 году, а полное – и вовсе только в 1999-ом! В первый же приезд в Москву он простудился и заболел. Поэтому попросил меня позвонить по указанному телефону, назваться не своим именем и сказать какую-то предписанную фразу. Для писателя это было серьезным ударом. фото: Михаил Ковалев
Елена Чуковская. К слову, и тут не обошлось без противостояния с официозом, с государством – отчасти из-за вольных взглядов автора на многие вещи, отчасти из-за, выражаясь современным языком блогосферы – «комментов» Ведь в «Чукоккале» с удовольствием отмечались друзья семьи Чуковских – так или иначе расходившиеся в разное время во мнениях с генеральной линией партии — Пастернаком, Мандельштамом, Гумилевым, Ахматовой и другими. С одной стороны, Корней Иванович был награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного знамени и был обласкан властью, с другой – был, как литературная знаменитость, серьезно зависим от изменений направления политических ветров и настроений власть имущих. Позже он рассказывал мне, как надо ставить ногу, чтоб оторваться от хвостов в метро, показывал, как выскакивать из троллейбуса». Тогда Солженицын жил в Рязани, но все дела были в Москве, и он приезжал в столицу на несколько дней. Семья Чуковских переживала непрерывную «зебру» удач и бед. «Чукоккала» — это, во-первых, аббревиатура – от ЧУКовский и КуОККАЛА» — фамилии автора и поселка в Ленинградской области, где он жил долгие годы с 1906-го. Этой же осенью, по приглашению моей матери он впервые остановился на нашей квартире в Москве, где была крошечная 8-ми метровая свободная комната. Поэтому «Чукоккалу» долгие годы не удавалось представить читателям – её не брали в печать… Именно заслугой внучки писателя – Елены Чуковской – является издание «Чукоккалы». В результате вся жизнь и творчество семьи Чуковских — и Корнея Ивановича, и его дочери Лидии, и его внучки Елены были гораздо шире рамок литературной сферы… Постоянная борьба за право творить, за право защищать других, за право быть собой – в советские годы это было неотъемлемой составляющей жизни поистине творческих людей… Елена Чуковская с начала шестидесятых оказывала помощь Александру Солженицыну вплоть до его высылки из Советского Союза. Рукописный альманах «для внутрисемейного пользования», ежедневные комментарии событий и вещей в самых разных жизненных сферах, который писатель вел с 1914 года по 60-тые года ХХ века – это своего рода «блог» докомпьютерного века, уникальный литературный памятник эпохе, достойный памяти, чтения, перечитывания и вдумчивого изучения любителями и профессионалами от литературы. «Мы познакомились в августе 1965 года, когда Александр Исаевич после конфискации своего архива, по приглашению моего деда, Корнея Чуковского, жил на его даче в писательском поселке Переделкино» — рассказывала внучка писателя Елена Цезаревна: «Он написал письмо в правительство, требуя, чтоб ему вернули конфискованный архив и ожидал ответа. Причин этому немало – ведь еще в 1938 году семья понесла первую серьезную утрату по политическим мотивам – был арестован и расстрелян отчим Елены и муж Лидии – физик Матвей Бронштейн, один из создателей квантовой теории гравитации. Негодование заместителя наркома просвещения, вдовы Ленина Надежды Крупской его добрыми и наивными сказками, вызвало фактически полную опалу, которую удалось разорвать только «официально опубликованным» заявлением в «Литературной газете» – «отречением от сказок»! С историей этой борьбы за публикацию можно ознакомиться в очерке Елены Цезаревны «Мемуар о Чукоккале», но лучше, конечно же, прочитать сам альманах – это будет лучшей памятью семье выдающегося литератора, литературоведа и просто замечательного человека! Так начиналась для меня школа солженицынской конспирации, которая оказалась достаточно серьезной. Она много лет добивалась опубликования, и если бы не её усилия, это уникальное произведение могло бы быть забыто и похоронено. А во-вторых, это — уникальное литературное произведение, которое даже сложно однозначно характеризовать. Впоследствии Елена Цезаревна продолжила активную правозащитную деятельность – она писала много статей и выступала в защиту друга семьи Солженицына, прозаика Бориса Можаева, писателя Владимира Войновича и многих других творческих людей. А попытка выпустить детский вариант библейских историй вызвал ни много, ни мало, уничтожение тиража и требование… уничтожить самого автора, озвученное друзьями Советского Союза, молодыми китайскими лидерами культурной революции – хунвейбинами. На чисто литературном же поприще многие её знают, как соавтора Корнея Ивановича по его знаменитому (хотя куда менее известному, к сожалению, чем «Мойдодыр», заложником которого стал писатель, как артист — образа!) альманаху «Чукоккала».