В академии художеств обсудили, как лечить искусством


фото: Мария Москвичева

В дни симпозиума на Пречистенке наблюдалась высокая концентрация уважаемых профессоров, специалистов в области искусства или медицины. Правда, глава Академии художеств добрался до важного собрания только через несколько часов после начала сессии — как объяснил главный ученый секретарь президиума РАХ Олег Кошкин, Зураба Церетели задержали встречи, связанные в реформированием академии, ведь под общую волну оптимизаций попадает и РАХ. Впрочем, арт-терапией Церетели занимается много лет — еще в 1990-х в качестве посла доброй воли ЮНЕСКО он заявлял о необходимости участия искусства в медицине, а сейчас три раза в неделю проводит мастер-классы с детьми, в том числе онкологическими больными или ребятами с задержками в развитии. Кошкин подчеркнул, что РАХ активно сотрудничает с различными больницами, так что тема симпозиума назрела давно. Впрочем, оказалось, что в этом смысле мы даже перегнали Европу. «Первый раз вижу, что медицинский конгресс проходит с участием искусствоведов и художников», — подивился глава офиса Всемирной организации здравоохранения в РФ итальянец Луиджи Миглиорини.


фото: Мария Москвичева

Докладчиков на встрече хватало, однако первое выступление оказалось самым интригующим — доктор медицинских наук, профессор Сергей Шушарджан рассказал о музыкальной терапии.

— Еще в ХIХ веке началось применение музыки в медицинских целях. Нашей же школой опубликовано более 250 работ по теме, разработаны и внедрены в практику десятки инновационных технологий. Современная практика показала, что спектр применения очень широк — от астмы до язвы, преждевременного старения и аутизма, — заявил профессор.

Причем, по словам Шушарджана, разные музыкальные инструменты оказывают эффект на отдельные органы: струнные, например, положительно влияют на сердце и давление. Подкреплял свой доклад профессор научными таблицами, а также статистикой: социологические данные показывают, что музыканты, дирижеры и вокалисты живут до 90–110 лет, и даже в ХIХ веке музыканты жили до 70–80, при том что средняя продолжительность жизни была 40 лет.

Интересно, что специалисты разработали специальную магнитную маску для лица, через которую кожа может чувствовать музыку в прямом смысле слова. Впрочем, положительно работают только классическая музыка и джаз, а вот альтернативная музыка, такая, как рок и металл, напротив, разрушает клетки.

После медика слово взяла искусствовед Светлана Казакова, рассказавшая о своем опыте социализации детей разных возрастов. Метод вкратце таков: старшие ребята, 9–12 лет, придумывают викторину или конкурс для младших и вместе они выполняют задание: рисуют, клеят, оформляют. Таким образом у старших ребят создается ощущение важности дела, а младшие тянутся к более взрослым детям, к тому же у малышей появляется интерес к искусству, вырабатываются эстетические критерии.

…Все доклады и не пересказать — хотя стоит отметить выступление художника из Турции Эдипа Асана, рассказывающего об искусстве эбру (живопись на воде) — но все участники, какими бы разными ни были их подходы, согласны в одном: здоровье организма напрямую зависит от душевного состояния и настроения человека, а искусство способно его менять в лучшую сторону, способно лечить.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.