Тарифы по автострахованию вырвались на волю


фото: Геннадий Черкасов

Прошлый год преподнес неприятный сюрприз: вслед за девальвацией и ростом цен на автомобили выросла цена КАСКО. Повышение тарифов по КАСКО, в отличие от других потребительских сегментов, происходило в течение всего 2014 года . Участники рынка приводят различные показатели роста — от 5% до 50%, в зависимости от модели автомобиля и территории покупки полиса. «По нашему портфелю повышение составило около 20% за год. Изменение курса национальной валюты повысило стоимость ремонта иномарок, которые в основном и страхуются по КАСКО. Макроэкономическая ситуация стала причиной изменила поведение людей. В условиях неопределенности они стремятся обновить свои автомобили за счет страховых компаний. В результате этого увеличилась частота заявлений повреждений», — говорит руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование» Илья Григорьев.

Тарификация фактически индивидуальна и зависит от многих факторов — в частности, марки и модели автомобиля, возраста и стажа водителя, его страховой истории. Поэтому для одного автовладельца тариф мог вырасти на 20–25%, а для другого, напротив, остаться на том же уровне или даже снизиться. Большое значение имеет динамика цен на запчасти по конкретным моделям.

«Для некоторых из них цены выросли почти в полтора раза, поэтому мы были вынуждены увеличить стоимость полиса на 40–50%, чтобы иметь возможность в полной мере выполнить свои будущие обязательства по выплатам», — рассказывает директор Дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. Рынок КАСКО напрямую отражает состояние автомобильного рынка: из-за динамики курса валют существенно возросла стоимость новых ТС всех автопроизводителей. Увеличение ключевой ставки привело к тому, что автокредиты стали менее доступны широким слоям населения. В целом экономическая ситуация в стране приводит к снижению платежеспособности населения. Все эти факторы не могут не повлиять на состояние рынка КАСКО.

«Любого страховщика интересует сегмент малоубыточных клиентов. Поэтому для аккуратных водителей тарифы изменяются незначительно. Вообще, в нынешней нестабильной ситуации хотел бы обратить внимание автолюбителей на страховые продукты со значимыми франшизами, которые делают страхование КАСКО более доступным», — объясняет руководитель департамента андеррайтинга СК «МАКС» Сергей Печников. Если стоит задача снизить стоимость КАСКО, то можно, например, самостоятельно определить перечень страховых рисков. Например, застраховаться только на случай крупного ущерба, когда автомобиль после ДТП не подлежит восстановлению. Или можно исключить риск угона. Помимо этого есть полисы с франшизой, позволяющей снизить стоимость за счет невозмещаемой суммы ущерба, размер которой самостоятельно устанавливается страхователем. Как правило, размер франшизы составляет 5–15 тыс. руб.

«В любом случае, несмотря на сложную экономическую ситуацию и рост тарифов на КАСКО, мы бы посоветовали автовладельцам не ориентироваться при выборе страховщика и страховой программы только на ценовой критерий. На первом плане, особенно в кризисный период, должна быть степень финансовой устойчивости компании, ее надежность, опыт преодоления предыдущих кризисов», — советует Княгиничев.

Рынок страхования предлагает различные виды продуктов, в основе которых лежит принцип «плати, как ездишь»; в России такая категория получила название «умное страхование». Самым «продвинутым» является страхование с использованием телематических устройств, когда автовладелец через мониторинг собственного стиля вождения может получить значительную скидку на полис КАСКО. Параметры управления автомобилем отслеживаются специальным устройством, устанавливаемым в транспортное средство. Такие продукты получили достаточно широкое распространение в западных странах. «Также мы видим высокое повышение спроса на продукт, покрывающий определенный набор опций — крупные риски: угон, полная гибель автомобиля», — объясняет Григорьев.

Тарифы на КАСКО по дорогим автомобилям достигают 150 тыс. руб., и здесь есть еще одна возможность для оптимизации. Если вы страховали автомобиль при покупке в салоне, то и продлевать КАСКО имеет смысл там же, дилеры зачастую могут предложить более выгодные условия, чем страховщик, говорит Ольга Трегубова из БКС Премьер. Здесь стоит обращать внимание на такие вещи, как удаленное урегулирование убытков или ремонт отдельных деталей без справок ГИБДД. Полная страховка в этом случае сильно облегчает жизнь: не надо проходить согласования со страховой, искать варианты ремонта и т.д.

«Чтобы уменьшить стоимость полиса КАСКО, мы рекомендуем автолюбителям максимально снизить риск наступления страхового случая: установить рекомендованные страховщиком противоугонные системы, ограничить список лиц, допущенных к управлению, только опытными водителями», — говорит заместитель председателя правления СОГАЗа Дамир Аксянов. По его словам, по ряду марок и моделей рост тарифов в течение года может превысить 30%.

Управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств «Ренессанс Страхование» Сергей Демидов прогнозирует не менее 15%. Одна из причин повышения — судебные решения. «Отдельные решения и разъяснения высших судебных органов фактически отменили свободу договора. В результате этого на страховщиков обрушилась волна исков по случаям, которые не входили в страховое покрытие в рамках подписанных на тот момент с клиентом договоров. Это, например, угоны автомобилей без предоставления комплектов ключей, оригиналов документов», — перечисляет Григорьев. По его словам, страховщики стали платить за водителей, которые не вписаны в полис, по договорам с просроченными сроками оплаты, компенсируют утрату товарной стоимости и т.п. Этим стали пользоваться мошенники и автоюристы, которые включили в свою практику кроме ОСАГО и судебные споры по КАСКО.

Ситуация такова, что человек, который дошел до суда и попал под положение закона, с вероятностью 98,6% в суде выигрывает, соглашается Княгиничев. «В результате если без суда убыток компании составляет, например, 1, то при прохождении через суд убыток составит 1,86. Главная проблема — этот бизнес «де-факто» не нарушает действующее законодательство, а по сути своей означает изъятие денег из страховой компании. В 2012 году страховой рынок заплатил по судебным решениям порядка 19 млрд руб., по итогам 2014 года цифра может вырасти до 30–32 млрд руб.», — говорит эксперт. Эти цифры также «зашиваются» в тарифы, так что этот год заставит многих автовладельцев пересмотреть свое отношение к КАСКО.

В целом сейчас рынок находится в некой точке перелома с точки зрения потребительского поведения. «Возможно, что российский страхователь скоро поймет, что полис КАСКО нужен не для того, чтобы ремонтировать свой автомобиль за счет страховой компании, а для того, чтобы защитить себя от катастрофических расходов в случае серьезного повреждения автомобиля, заплатив за это небольшую сумму. К этому автовладельцев подталкивают несколько факторов: во-первых, стоимость стандартного продукта стала относительно больше, во-вторых, все больше водителей понимают, что «полный» полис им не нужен — они водят аккуратно, не попадают в аварии и, соответственно, не хотят платить за «лихих» водителей, мошеннические действия и другое. А инструменты оптимизации стоимости позволяют каждому страхователю «настроить» индивидуальный тариф», — резюмирует Григорьев из «АльфаСтрахования».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.