фото: morguefile.com
Постоянно дорожающие продукты питания – следствие стремительного падения национальной валюты Украины. Продолжаться эта вакханалия будет еще приблизительно полторы недели . 11 марта МВФ, скорее всего, одобрит выделение Украине финансовой помощи в $17, 5 миллиарда; первый десятимиллиардный транш Киеву обещают спустя 3-4 дня.
До поступления этих спасительных денег Национальный банк обещает не допускать дальнейшего обвала гривны некими «внутренними резервами» плюс ведомыми одному ему административными методами.
За последние дни курс гривны действительно несколько стабилизировался и в настоящий момент остановился на отметке 23, 3 гривны за доллар.
Как считает лидер движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук, Нацбанк Украины, пытаясь административным путем удержать курс гривны, хочет выиграть время на переговорах с иностранными инвесторами. Ведь именно их поведение стало одной из главных причин падения гривны: в последние неделю-полторы инвесторы активно выводят капиталы из Украины, порождая панику на валютном рынке.
«Сколько капиталов было выведено из страны в начале этого года, станет официально известно только в мае, поскольку Государственная служба статистики сообщает данные по инвестициям ежеквартально и не слишком оперативно, — пишет бывший первый вице-спикер Верховной Рады в своем блоге на сайте «Украинского выбора. — Но и появившиеся на днях данные по итогам прошлого года весьма показательны.
Так, в 2014-м объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины сократился на $12,24 млрд., или на 21%. А без учета АР Крым общий объем валютных потерь из-за оттока инвестиций составил $11,14 млрд., или 19,5%.
Что такое $11,14 млрд. для Украины? Это сумма, почти на 60% превосходящая доходы страны от зернового экспорта в минувшем (следует отметить, достаточно урожайном) году или почти вдвое ― доходы от других важнейших экспортных товаров: семян подсолнечника и растительного масла, вместе взятых.
Наконец, это лишь немногим ― на 3,5% ― меньше самой затратной статьи импорта при Януковиче ― покупки газа. В прошлом году затраты на голубое топливо сократились вдвое по сравнению с 2013-м, однако оказалось, что отток инвестиций свел на нет весь эффект от этой экономии.
Весьма показательна и динамика оттока инвестиций. За I квартал 2014-го они (без учета АР Крым) уменьшились на $4,25 млн., за II квартал ― на $2,16 млн., за III квартал ― на $1,5 млн. и за последний ― на $2,6 млн. То есть в конце прошлого года отток инвестиций увеличился, так что неудивительно, что в начале 2015-го эта тенденция сохранилась и даже усилилась.
Своеобразным пиком сокращения инвестиций стал I квартал 2014-го, когда отток капитала был равен почти половине годовых вложений. Выводили деньги из оффшоров украинские олигархи (кипрские инвестиции за год сократились на 28%). Покидал Украину и российский капитал: инвестиции из РФ за год уменьшились на 36,5%.
Сократились инвестиции в Украину и из стран ЕС. Например, из Австрии ― на 22%, из Великобритании и Италии ― на 21%. И это вполне естественно. Ни уверения Киева в приверженности европейскому выбору, ни ободряющие заявления еврочиновников не могут удержать инвесторов в стране, где существует угроза возобновления военных действий. Не помогут даже реформы, если ситуация в Украине будет нестабильной».
Виктор Медведчук еще до получения от президента Петра Порошенко полномочий по ведению переговоров с лидерами ДНР и ЛНР регулярно выезжал в бунтующий Донбасс – освобождать пленных-силовиков и добровольцев, помогать выработке модели будущих взаимоотношений между Киевом и несогласными с его теперешним курсом густонаселенными регионами.
«Если бы весной 2014-го Киев прислушался к требованиям жителей Донбасса и согласился на автономию, вооруженного противостояния на Востоке Украины можно было бы избежать, — считает Медведчук. – И не было бы сейчас ни бегства инвесторов, ни многомиллиардных потерь».