Елена Серова: «Просыпаюсь, открываю дверь каюты — и я уже на работе»


фото: Роскосмос

— Елена, вы в невесомости уже несколько месяцев. Это дружелюбная среда для женщин или нет?

— А вот вода, океан, например, — это дружелюбная для нас, людей, среда или нет? Вода дарит нам жизнь, но она же может и отнять ее во время наводнения . Кислород — дает энергию, но может послужить и ядом, — это зависит от количества данного вещества. Все в этом мире относительно. Человек умеет прекрасно приспосабливаться к любой среде обитания — это необходимо для нашего с вами выживания. Главное — соблюдать основные правила, которые помогут работать в данной среде, и вернуться на Землю здоровыми. Например, ежедневные интенсивные физические нагрузки не дают в невесомости костной массе потерять кальций и стать хрупкими, а мышцы не теряют силы и выносливости.

А вообще невесомость — это прекрасно. Каждый человек когда-то мечтал оторваться от земли и полететь! Это фантастическое ощущение, которое невозможно сравнить ни с чем. А на борту МКС это реальность. Самый большой плюс для меня здесь — то, что я просыпаюсь, открываю дверь своей каюты и… я уже на работе (смайлик).

— Расскажите, пожалуйста, об экспериментах, которые вы сейчас проводите. Как обстоят дела с косточкой от яблони, которую вы начали проращивать в первые месяцы своего пребывания на станции?

— Экспериментов очень много. Например, «Кулоновский кристалл» — изучение поведения геомагнитных заряженных частиц в электромагнитной ловушке. Эксперимент «Визир» — съемка небольшого участка земной поверхности через наведение голосовыми командами. Ряд медицинских экспериментов, эксперимент «Ураган» — мониторинг поверхности Земли для предотвращения техногенных и природных катастроф.

Что касается яблоньки, она не выжила без питательной среды. Вырос листочек размером около сантиметра, он вылупился из зернышка, но ему буквально нечего было кушать. Я считаю этот эксперимент большим достижением, ведь листик вырос только благодаря воде и солнечному свету. Он жил у меня на иллюминаторе в каюте… Жаль, что продолжения не последовало.


фото: Роскосмос
Росток космической яблони.

— Чем вас радуют родные? О чем спрашивает дочь во время телефонных разговоров?

— Родные радуют вниманием и заботой. Во время телефонных разговоров в основном я спрашиваю дочь, а она рассказывает, как дела в школе, какие успехи в музыкальной школе. Она учится игре на флейте, и у нее это отлично получается.

— Теперь о литературе и кино. Что вы сейчас читаете, смотрите? Доходят ли до вас новинки типа нашумевшего на Земле «Левиафана»?

— Я люблю научно-популярные статьи и документальные научные и исторические фильмы, в том числе и наши. «Левиафана» пока не смотрела. На борту обширная видеотека, и каждый выбирает, что ему по душе. Сегодня во время занятия на беговой дорожке я с удовольствием просмотрела «Москва слезам не верит», а чуть раньше — «Любовь и голуби», «Бриллиантовая рука», «Приключения Шурика»…

— У вас возникает чувство страха там, в невесомости? Все-таки станция в 400 с лишним километрах от Земли! Ощущаете ли вы влияние радиации?

— Чувства страха нет. А влияние радиации мы можем отследить (кроме специальных дозиметров на станции) по выбитым пикселям на матрице фотоаппарата. Они хорошо видны при увеличении изображения.

— И немного «женских» вопросов, которые волнуют наших читательниц. Пользуетесь ли вы и Саманта (Саманта Кристофорети — член экипажа ЕКА из Италии. — Прим. авт.) косметикой, духами?

— Что касается меня, у нас на борту есть средства личной гигиены, которые допущены Институтом медико-биологических проблем к использованию космонавтами. Духами здесь не пользуемся.

— В космосе все-таки легче с длинными волосами или с короткими стрижками?

— У меня длинные волосы. И мне комфортно и удобно, когда волосы собраны на голове.

— Есть ли сейчас на МКС водные процедуры, или вы пользуетесь исключительно влажными салфетками?

— У нас есть влажные, сухие вафельные и махровые полотенца.


фото: Роскосмос

— На одной из фотографий в блоге МКС демонстрировалась стрижка Саманты. Она действительно доверила эту ответственную миссию коллегам?

— Да, Терри (Терри Вёртс — астронавт NASA) и Антон очень старались. На Земле Терри специально обучался парикмахерскому делу — оказался талантливым учеником.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.