фото: Геннадий Черкасов
— Действительно, теперь в некоторых случаях мы способны рассчитать происхождение и определить даже фамилию, — говорит Вадим Степанов. — Но надо учитывать, что это возможно не всегда . Наши «предсказания» основываются на том, что мы изучаем генофонд населения нашей страны и то, как отличаются генетические «тексты» у разных народов и разных людей. Каждый из нас имеет собственный генетический «текст», немного отличающийся от другого. А еще больше отличаются генетические «тексты» одной народности, живущей в определенном географическом регионе, от другой. А чтобы выявить эти отличия, надо изучать генофонд населения, нужно собрать представителей разных народностей, чтобы были хорошие, большие по численности выборки… И сделать обоснованные предположения о генофонде — то есть нарисовать «генетический портрет» населения. Мы начали это делать около 15 лет назад и продолжаем дальше, работы еще полно.
— Каков механизм определения места рождения по ДНК?
— Наш геном представляет собой «книгу», исписанную «буквами». Большая часть «буковок» у всех одинакова. Но обязательны и различия — хоть одна «буковка» из тысячи у разных людей будет отличаться. И среди этих различий есть такие, которые накопились в силу эволюционных механизмов у определенных народов и популяций. Это могут быть самые разные «буковки», самых разных генов, которые не имеют отношения к внешним признакам. Наиболее эффективная часть нашего генома для определения происхождения человека — это та часть, которая передается по мужской линии, — Y-хромосома. Она наиболее сильно отличает разные народы друг от друга. У нее несколько другая эволюционная судьба, чем у других частей генома. Ведь по сложившейся традиции у многих народов мужчины более привязаны территориально к своему роду, чем женщины. Учесть хотя бы то, что у многих этносов после свадьбы принято, чтобы жена ехала жить к мужу. И вот при помощи вот этой «родовой» хромосомы можно уже определить место рождения человека с точностью до района, села, рода и с недавнего времени — уже даже до фамилии. Но пока точность наших «предсказаний» иногда бывает невысокой и не все случаи нам под силу.
— Происхождение каких народностей определить проще всего?
— Все зависит от двух вещей: как я уже сказал, от нашей полноты знаний о генофонде народа и от особенностей народов и популяций. Например, буряты живут компактно на территории своей республики, кроме этого внутри своей народности они сильно дифференцированы территориально. То есть люди, живущие на западе Бурятии, сильно отличаются от бурятов, живущих на востоке республики. И у кавказских народов очень велика эта дифференциация: иногда оказывается, что два села, которые разделяет река, населены совершенно разными по геному народами. В Дагестане или Ингушетии точность доводится до конкретного аула. Такая же точность возможна для населения Сибири.
— А какая самая проблемная в этом отношении нация?
— Сложности возникают при определении места рождения русских граждан. К нам, допустим, обращаются с вопросом: вот мы знаем, что человек русский, а из какого он региона — Москвы, Томска, Новосибирска? Вот на этот вопрос мы ответить не сможем. Хотя есть определенные территориальные особенности генофонда и у русского населения. Скажем, северные русские довольно сильно отличаются от южных русских. Но для русских характерны сильные миграционные процессы, и поэтому информация об историческом ареале со временем теряет актуальность.
— В каких областях ваш метод наиболее ценен?
— Первое — это любая идентификация: жертвы массовых катастроф, жертвы несчастных случаев, жертвы военных действий. В 2012–2013 годах началось внедрение и первые испытания системы определения по ДНК места рождения человека. И этот метод уже помог следствию: в Новосибирской области удалось поймать серийного маньяка-педофила. Такого рода технологии применимы и в медицине, ведь у многих популяций или народов имеются свои генетические мутации, приводящие к заболеваниям. Еще одна потенциально важная сфера применения — это фармакогенетика, попытка предсказания ответа на лекарственную терапию в зависимости от генетических особенностей человека. А эти особенности в какой-то мере тоже связаны с эволюционным происхождением.