Армянский дудук зазвучал в опере «Хованщина»

фото: Олег Черноус

Режиссер Александр Титель, задав вместе с художниками Владимиром Арефьевым и Марией Даниловой некое условно-историческое пространство и время действия — огромный досочный амбар, скорее какой-то европейский, а не русский, современные сборные лестницы, деревянная балка посредине, предельно стилизованные костюмы, лишь намекающие на некий «историзм», случайный, как бы «из подбора» реквизит (типа затертого кожаного портфельчика или цинкового ведра), сосредоточился на работе с актерами. В результате получилась настоящая музыкальная психологическая драма, где мотивирована каждая реплика, а сюжет разворачивается в режиме on-line, заставляя поверить в сиюминутность происходящих событий.Хованский в исполнении Дмитрия Ульянова — амбициозный, властолюбивый, грубый сладострастник, и все же отец родной для своих стрельцов. Его метания в сцене с персидками, которая замечательно решена как глубоко психологическая история, заставляют сопереживать ему, как абсолютно живому человеку. Музыкальные события в оркестровой яме не менее интересны и захватывающи, чем то, что происходит на сцене. Неординарно придуман образ Марфы. И это убеждает, потому что совпадает с характером музыки и с текстом. Вполне логичным и отнюдь не шокирующим выглядит эпизод, когда Досифей (еще одна выдающаяся вокальная и актерская работа в этом спектакле — Денис Макаров) на словах «терпи, голубушка, люби, как ты любила» удаляется с раскольницей явно не для совместной молитвы. Немало способствует этому отличная находка: ансамбль армянских народных инструментов во главе с дудуком, который начинает тему танца персидок, а затем деликатно передает ее оркестру. Опера исполняется в редакции Шостаковича и с впечатляющим финалом, дописанным Владимиром Кобекиным: одинокий женский голос повисает над замершей в ожидании костра толпой раскольников, «подвигшихся» на самосожжение… Это тот самый случай, когда оркестр, хор, солисты, сценография, костюмы, свет (Дамир Исмагилов), пластика (Лариса Александрова) составляют единое целое, управляемое самим Мусоргским. Ксения Дудникова прекрасно поет эту партию, удивляя и радуя длинным дыханием и богатым обертонами тембром в проникновенной кантилене, которой насытил эту красивейшую и сложную партию композитор. Титель в свою очередь наделил героиню бьющим через край эротизмом.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.