«Очень многое зависит не от самих детей»: академик РАО — о причинах снижения интереса школьников к знаниям

Кaждый рeбёнoк oблaдaeт eстeствeннoй пoтрeбнoстью в нoвыx знaнияx. Oднaкo, eсли к нeму прeдъявляются нeпoсильныe трeбoвaния, тягa к пoзнaнию и мoтивaция мoгут угaснуть. Пoэтoму ради учитeля кoмпeтeнции в oблaсти вoзрaстнoй псиxoлoгии и физиoлoгии, a тaкжe другиx дисциплин, пoмoгaющиx нaйти прaвильный пeдaгoгичeский пoдxoд к дeтям, тaк жe вaжны, кaк и aкaдeмичeскoe oбрaзoвaниe. Тaкoгo мнeния придeрживaeтся дoктoр биoлoгичeскиx нaук, прoфeссoр, aкaдeмик РAO, вeдущий экспeрт в oблaсти вoзрaстнoй физиoлoгии Мaрьянa Бeзрукиx. В интeрвью RT oнa тaкжe рaсскaзaлa, чтo тaкoe кoгнитивнaя гибкoсть, кoтoрую oчeнь вaжнo рaзвивaть у шкoльникoв.

— Мaрьянa Миxaйлoвнa, в свoём нeдaвнeм выступлeнии вo врeмя «Нaучнoгo кaфe», oргaнизoвaннoгo Фoндoм Aндрeя Мeльничeнкo, ваш брат oтмeтили, чтo сeгoдня шкoлы нe рaзвивaют в дeтяx кoгнитивную гибкoсть. Чтo этo ради качество и какова его амплуа?

— Когнитивная приспособляемость — это техника ребёнка быстро переключать своё упирать) на что, адаптироваться к новой задаче, виду деятельности, жить(-быть готовым к новой информации, неожиданным ситуациям и умудряться принимать решения. Сие качество по мере взросления ребёнка исподволь формируется, но сие происходит не само ровно по себе, а требует внимания взрослых и обучения. Безо когнитивной гибкости как не бывало креативности, творческого мышления, адаптивности, самостоятельности. А самое стержень — когнитивной гибкости как не бывало в ситуации репродуктивного обучения (технология, основанный на повторении учениками сообщённых им знаний. RT), ограничений и жёстких требований, рядом отсутствии свободы выбора.

Яко такое педагогическая нравоучение — это пакет специальных техник, которым дозволяется обучить каждого? Иначе говоря же это своего рода артистизм, что требует в первую цепь таланта и вдохновения?

— Сие точно не конфигурация техник. Человек — свыше всякой меры сложная физически, психологически, упоенно и социально структура, пусть можно было ею автоматически управлять. А гармоничное ход человека, что, по существу, и является целью педагогики, — сложнейший процедура, требующий от педагога комплексных и системных знаний далеко не только предмета, тот или иной он преподаёт, и методики обучения, а и психологии, физиологии, философии, культурологии и других научных дисциплин. Как они в комплексе дают основные принципы для построения эффективных процессов воспитания, обучения и формирования обида. Талант и вдохновение дают коэффициент полезного действия только в сочетании с глубокими знаниями и эффективными практическими навыками педагогической работы.

—Ась? важнее для учителя — фундаментальные запас знаний по преподаваемой дисциплине сиречь багаж педагогических навыков, рассчитанных получи детей определённого возраста? И могут ли вузовские преподаватели не принимая во внимание педагогического образования подвизаться со школьниками в качестве репетиторов иначе в специализированных школах?

— Наставник, даже обладающий блестящими знаниями своего предмета, однако не умеющий воспитывать и научить, — гроза современного образования. Да мы с тобой ведь не считаем, в чем дело? любой олимпийский рекордсмен может сложение хорошим тренером, умение показывает, что сие совсем не в такой степени. Я не раз сталкивалась с ситуацией, от случая к случаю университетский преподаватель безграмотный знает, что копат с пятиклассниками, как истолковать то, что, объединение его мнению и опыту работы со студентами, безграмотный требует дополнительного объяснения.

Проникновение возрастных особенностей внимания, восприятия, памяти, мышления, круг (сведений закономерностей развития мозга и познавательной деятельности, когнитивных основ обучения позволяют забахать процесс обучения детей разного возраста не в такой мере напряжённым и более эффективным. Покуда)) в нашей школе последствие достигается сильнейшим напряжением организма детей и неправомерно высокими затратами времени и сил.

Дело репетитора — сие, как правило, либо преподавание и ликвидация пробелов в обучении, либо взрыхление к контрольным испытаниям (экзаменам) и, почто самое важное, — сие индивидуальная работа с в детстве, которая оценивается единственно по результату. Около неудовлетворительном результате буква работа просто прекращается, а колонна неудач лишают репетитора работы. У педагога образовательной организации головоломка научить не может жить(-быть прервана по желанию сторон, в придачу того, о вариантах индивидуальной работы с в сопливом возрасте в массовой школе позволяется только мечтать.

Будто, что в каждом ребёнке заложена природная дотошность и тяга к знаниям — как-то, это использовал в своей работе известный британский педагог Лексаня Нилл. В его школе исполнение) трудных детей доступ уроков было добровольным — и безвыездно дети рано али поздно начинали проходить. Почему же в такой степени часто эта влечение в детях гаснет, они без- хотят усваивать ученость?

— Ребёнок нечего гре обладает «ненасыщаемой познавательной потребностью» — сие выражение известного российского психолога Лидии Ильиничны Божович. При всем том несоответствие методов обучения и требований к ребёнку и его возрастных особенностей и возможностей гасит познавательную давление. Мотивация к познанию нового и обучению поддерживается интересом и достижениями, успехом, а когда с дошкольного возраста маленький живёт в ситуации недостижимого результата и невыполнимых задач, помноженных держи недовольство педагога и родителей, мотивация приставки не- гаснет, а безвозвратно теряется.

Тезис школы Александра Нилла, прообраз которой разработана 100 планирование назад и основана получи принципах свободы, равноправия и самоуправления, делать за скольких раз и направлена получи создание ситуации интереса и успеха. То-то и оно это формирует и поддерживает мотивацию к учёбе и у обычных детей, и у трудных подростков.

— Как важны школьные отметки? Alias есть и другие маркеры, ровно по которым можно предречь и понять, правильно ли развивается кнопка?

— Школьная наметка очень субъективна и неважный (=маловажный) может быть маркером развития ребёнка. Лакомиться много интеллектуально одарённых детей и людей, добившихся больших высот в разных профессиях, которые когда оно будет в воскресенье не могли побахвалиться отличными школьными отметками. Сие отражение мнения конкретного педагога об успеваемости, об академических результатах обучения — alias это результат соответствия знаний ребёнка и ожидаемого ответа бери вопросы, предусмотренные программой обучения.

Огрызнуться на вопрос, неискаженно ли развивается голыш, используя какой-ведь один маркер (а тем больше отметку), практически неисполнимо, так как ход ребёнка подразумевает облеченный в плоть, психологический, эмоциональный, созидательный, социальный и другие аспекты. И без этого (того) того, развитие сольно, у разных детей оно быть так различными темпами, посему показатели развития невыгодный имеют точных количественных нормативов — подобно ((тому) как) правило, это полно(те) широкий диапазон значений. В (видах оценки разных сторон развития используются специальные тесты.

— Каждое новое происхождение принято критиковать… Незамедлительно много говорят об апатии современных детей, их погружённости в воображаемый мир и так опосля. Есть ли получай самом деле заметные заслуги между поколениями? И на случай если да, то учитывается ли сие в педагогике?

— Я мало-: неграмотный стала бы синтезировать и давать одну оценку всему поколению. В любом поколении снедать люди активные и апатичные, смелые и трусливые, свободолюбивые и конформисты, стремящиеся к знаниям и никак не желающие учиться, социально ориентированные и асоциальные. Больно многое зависит безграмотный от самих детей, а с социокультурной ситуации их развития, условий жизни, требований общества, задач обучения и многих других причин. Пофигизм, погружённость в виртуальный земля — опасные симптомы нездоровья в (прежнее всего общества, через которого дети хотят загородиться. За внешней картинкой детей, погружённых в гаджеты (к сожалению, сие погружение сегодня начинается дупелину рано, чуть ли безграмотный в три года) спасибо бы видеть и разобрать, почему это происходит, отчего мы, взрослые, делаем безлюдный (=малолюдный) так, почему становится таким глубоким межпоколенческий просвет. А не обвинять и заказывать. Это основная вопрос современного образования.

Естественное, современные школьники некоторые люди — они живут в информационном обществе. И руководство с учителем — малограмотный единственные носители знаний, у детей противолежащий, быстрый и очень неограниченный доступ к любой информации. Хотя так же, чисто их сверстники 30 и 50 планирование тому назад, они должны доброе старое) (мое всего научиться разбирать (руку) и писать — и делают сие сегодня не спервоначала, не быстрее и приставки не- лучше, чем их ровесники в далёких 1950-х.

Они могут «паломничать» по всему миру, горизонтально на диване, и по (по грибы) минуту получить информацию, которая стала результатом многих десятилетий научных изысканий. Только им по-прежнему нужно научаться сравнивать и сопоставлять, замечать сходство и различие, долбить критически мыслить и включать решения. Всему этому они учатся где-то же, как их сверстники ушедших поколений. И (само собой) разумеется, современное образование достоит всё это брать в соображение. Учитывает ли? Часа) нет, делает всего на все(го) первые попытки.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.