И постепенно обретающей человеческие черты в конце. Дуэль далеко не умозрительная. Картина, которая не только ближе остальных подобралась к воспроизведению реальности на экране, но и больше всех от нее пострадала. Наталья Мещанинова с драмой «Комбинат «Надежда» — о побеге из города, из которого некуда бежать. фото: Геннадий Авраменко
Никита Михалков. «Горько!-2» Жоры Крыжовникова, кардинально поменявшего вектор комедии в России: от двух свадеб — к одним похоронам. И оба сняли фильм на одну и ту же тему. Другой говорит: неважно, как. Вручение премии «Золотой орел» (15 фото) Вместо того, чтобы дать шанс более актуальным художникам. Звягинцев — то, что мы имеем прямо сейчас. Из десяти ставок сыграла одна («Лучшая работа звукорежиссера» — у Олега Урусова), зато в кульминации вечера режиссеру вручили приз «За вклад в российский кинематограф». Три «Орла» для «Оттепели» Валерия Тодоровского (за лучший сериал, лучшую женскую и мужскую роль на телевидении Виктории Исаковой и Евгению Цыганову соответственно) — закономерность. На этом фоне понятна реакция Юрия Быкова, которому, как и Ивану, искренности не занимать. Один к своему «Оскару» поставит сегодня очередную статуэтку «Золотого орла». Если коротко: о постоянно нависшей над нами трагедии. Уж не говоря о том, что последним на данный момент вкладом классика в российский кинематограф стал тот самый законопроект о запрете мата, который перекрыл путь некоторым молодым не только на премии, но и попросту — к зрителям. О готовности в любой момент пойти ко дну. Первый вместо приза за режиссуру на Венецианском кинофестивале получил «Орла» за сценарий. Просто исходя из единственно правильной выбранной точки отсчета повествования (точнее, его конца) — и благодаря временному зазору в без малого сто лет. Не просто его пульс — а кровь, которая течет по венам. Каждый из них поддерживает то неровное пока еще, но наконец-то пробившееся дыхание нового российского кино. «Золотой орел» — это не трамвай, чтобы автоматически из вежливости уступать место старшим. И опять: награда более чем логичная, если бы только ей дело ограничилось. «Солнечный удар» выглядит менее болезненным, а оттого многословным и старомодным, но бесспорным. Попав под запрет мата в кино, она, по сути, стала примером первого русского фильма в новейшей истории, который в буквальном смысле лег на полку. Оксана Бычкова, снявшая вольную версию пьесы Александра Володина «С любимыми не расставайтесь» — «Еще один год», отмеченный призом в Роттердаме. Оба, и Звягинцев и Михалков сегодня — самые титулованные российские режиссеры. Второй к «Золотому глобусу» — еще чуть-чуть и добавит «Оскар». «Левиафан», выросший из современности, вызывающий ее на бой — задевает сразу всеми острыми углами. «Золотой орел» словно бы выдал еще одному дебютанту, Ивану И. Но даже там, где победа не вызывала никаких вопросов, было трудно избавиться от чувства досады. Не без изящества была решена и ключевая дуэль между «Левиафаном» и «Солнечным ударом». 2014 запомнился не только всплеском абсурдных запретов, но и аномальным взрывом нового русского кино. Просто в виду полного отсутствия (а значит — и логики награждения) какой бы то ни было конкуренции. С той же ловкостью «Золотой орел» провел рокировку в наградах Андрея Кончаловского и Андрея Звягинцева. Нигина Сайфуллаева, дебютировавшая в большом кино с «Как меня зовут» — чувственной акварелью о взрослении девочек-подростков на фоне монументальной фигуры отца. Наконец, самый радикальный из всех — «Да и да» Валерии Гай Германики, получивший приз за режиссуру на ММКФ и после триумфального и сверхкороткого проката (целых три дня!) последовавший примеру «Комбината «Надежды». Зато Станислав Говорухин и его «Weekend» собрали целых десять номинаций. Накануне бесконечной войны 24/7. — и сам же его отобрал. Без всяких на то причин, без отдельной вины каждого — но по общей, коллективной вине. Размытой, как на полароидном снимке, поначалу. Михалков — взгляд в прошлое. Вот только то, что год с небольшим назад казалось первым отблеском нового — свободного и яркого — телевидения, оказалось всего лишь его последней искрой. И ни один из них не попал в список номинантов. Столько же, сколько у «Левиафана», и на четыре меньше, чем у «Солнечного удара». Раздражает, отталкивает, оглушает. А второй, наоборот, в комплект к Каннской награде за сценарий — «Орла» за режиссуру. Накануне церемонии режиссер сокрушался на своей странице в «Фейсбуке» над номинациями, посчитав личным оскорблением присутствие своего «Дурака» только в одной из них — за «Лучшую женскую роль второго плана». Твердовскому и его драме «Класс коррекции» спецприз с формулировкой «За искренность!» — причем вполне по делу! Важнее — что это случается до сих пор. Один спрашивает: как это все случилось? Историю двух хороших людей, которые не могут быть вместе. В этом смысле победа в параллельной программе «Бесов» Владимира Хотиненко выглядит одновременно ироничным подведением итогов и печальным прогнозом на будущее.