Вести Экономика ― Новые санкции против России: дальше может быть хуже

Add to Flipboard Magazine.

24.07 .2017 11:24

  • Белый дом и американские энергетические компании смогли добиться смягчения новых санкций
  • «Российская карта» будет в игре еще несколько лет, поэтому вероятность новых более жестких ограничений остается
  • Санкции в отношении «Северного потока-2» и жесткие торговые ограничения в будущем вполне вероятны

Москва, 24 июля — «Вести.Экономика». Сенат и палата представителей США все же смогли согласовать законопроект о новых санкциях против России. Хотя документ действительно предполагает ужесточение ограничений, он все же оказался мягче изначального варианта.

Изменений в документе не так уж много, а некоторые принципиальные вопросы законодатели не трогали, но, судя по всему, лоббирование интересов американских нефтяных компаний, а также попытки Белого дома сделать закон более мягким, все же сыграли важную роль.

Палата представителей рассмотрит законопроект уже 25 июля, во вторник. При этом законопроект серьезно ограничивает полномочия президента, но также включает в себя санкции против Ирана и Северной Кореи, отказываться от которых Белый дом не собирается. Судя по всему, именно такая «компоновка» законопроекта была задумана, для того чтобы снизить риски его блокировки со стороны Трампа.

Кредиты, технологии и нефтяные проекты

Санкции согласованы, последнее слово — за президентом. Конгресс США предложил новые ограничения в отношении России: удар направлен на крупнейших игроков энергорынка. Однако в странах Старого Света такой подход не одобряют.

Одним из важных ограничений в первой редакции законопроекта было снижение срока кредитования энергетическим компаниям до 30 дней. В настоящее время максимальный срок кредитования составляет 90 дней.

В новом законе сроки снижаются, но только до 60 дней.

Также важной поправкой является тот факт, что теперь запрет на предоставление, вывоз или реэкспорт американскими лицами товаров, услуг (за исключением финансовых услуг) или технологий в поддержку глубоководных, арктических шельфовых или сланцевых проектов будет касаться только новых проектов, а не действующих.

При этом список нефтяных проектов, в которых американские лица не смогут участвовать, все равно будет расширен. Под запрет попадут все проекты, в которых «Газпром нефть», «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Роснефть» или «ЛУКойл» владеют 33% и более. Ранее предполагалось вводить ограничения для проектов, в которых задействована любая энергетическая компания России.

Исключение судоходства из санкций

Евросоюз подготовит ответ на случай новых антироссийских санкций США. Глава Еврокомиссии призвал коллег срочно обсудить этот вопрос, а эксперты говорят: Вашингтон пытается воплотить в жизнь план Трампа, то есть открыть «золотую эру» американской энергетики.

Согласно первой версии законопроекта разрешаются новые санкции в ключевых секторах российской экономики, включая горнодобывающий, судоходный и железнодорожный, а также металлургию.

В новом документе речь идет о всех этих областях, кроме судоходной. Это снимает риски с «Совкомфлота».

При этом такое решение выглядит достаточно странно, поскольку Вашингтон намерен ударить по нефтяной отрасли РФ, а «Совкомфлот» не только занимается перевозками нефти, но и обслуживает проекты на шельфе.

Кроме того, у правительства России теперь появляется шанс приватизировать часть пакета акций компаний.

Больше свободы для Трампа
Дональд Трамп все же потеряет возможность приостановить действие санкций или отменить их, если законопроект будет принят, но Белый дом получил небольшую уступку со стороны законодателей.

Теперь, если речь идет о санкциях для лиц, имеющих «существенные транзакции» с Главным управлением Генштаба Вооруженных сил РФ (бывшее ГРУ) и другими органами, связанные с разведкой или обороной, он сможет откладывать введение санкций, если раз в шесть месяцев будет подтверждать Конгрессу США снижение количества таких транзакций.

Госдолг пока не попал под санкции

Хотя законопроект по-прежнему не ограничивает вложения в российские государственные облигации, будет создана отдельная комиссия, которая в течение 180 дней будет рассматривать последствия введения таких ограничений, а потом даст свои рекомендации. Эти рекомендации, видимо, будут напрямую зависеть от происходящего во внешней политике, но банкам выгодно не замечать эти риски. Эти полгода дадут возможность их крупным клиентам, кто сейчас находится на российском рынке, спокойно зафиксировать прибыль и выйти.

Прежде всего речь идет о рынке ОФЗ, а его можно приравнять к carry trade с рублем. Объем вложений нерезидентов в ОФЗ достиг 1,7 трлн руб., их доля выросла до 30,1%. Некоторые отмечают, что в ликвидных выпусках доля нерезидентов достигает 70% в отдельных случаях. Поэтому нужен комфортный «период охлаждения», иначе санкции ударят в том числе и по инвесторам из США.

Кому нужны новые санкции?
Очевидно, что сейчас Трампу, несмотря на все заявления и ставшую шоком для многих долгую беседу с Владимиром Путиным, нет смысла воевать с конгрессом. Пока «российская» тема обсуждается активно в СМИ, есть возможность работать над другими вопросами.
Америке, судя по всему, придется пойти на уступки в торговой политике с Китаем, Германией и, возможно, с Мексикой, и это останется незамеченным при нынешней повестке дня.

Владимир Путин и Дональд Трамп

Авторами новых санкций были как демократы, так и республиканцы. Например, санкции против оборонного и энергетического секторов предложили ввести сенатор-республиканец Джон Маккейн и демократ Бен Кардин.

Еще один республиканец, активно поддерживающий ограничения против РФ, — это Линдси Грэм. Также в список «авторов» можно включить Марко Рубио, Клэра Маккэскила и Шэррода Брауна.

То есть речь идет не только о действиях «ястребов» в сенате или о лоббистах из американского ВПК. Судя по всему, сформировалась некая достаточно сильная коалиция во властных кругах США, с которой Дональду Трампу приходится считаться.

Судя по всему, Трамп не переживает относительно расследований, так как реальность связей членов его семьи с Россией вряд ли удастся доказать, а значит эта тема исчезнет сама собой, но только через несколько лет.

Тем не менее сейчас Россия для США вряд ли может считаться партнером по переговорам, так как образ злого врага значительно выгоднее, в том числе с политической точки зрения.

Фактически Россия для Америки с экономической точки зрения не является важным партнером в отличие от, например, Германии или Китая. Но «российскую карту» весьма удобно использовать для управления непослушными европейскими компаниями.

Тот же Siemens, как и все крупные экспортеры Германии, вынужден будет считаться с возможностью попасть под американские санкции, а значит будут лучше соблюдать все ограничения. Это их ослабит, но именно этого Вашингтон пытается добиться, сделав европейских экспортеров менее конкурентоспособными.

С банками ситуация аналогична: следует ожидать, что банки стран-кредиторов России, в том числе Швейцарии, Великобритании, сократят финансирование заемщиков из РФ.

Главным бенефициаром будут те, кто хочет контролировать потоки капитала, так как подобные ограничения – это прямой повод перевода активов, особенно российских, из Европы в США.

В этой связи интересно обратить внимание на некоторые положения в законопроекте по санкциям.

Так, например, США выделят $250 млн на борьбу с активностью России в Европе, а еще $30 млн – на обеспечение снижения зависимости энергетики Европы от России. То есть финансирование получат как раз те организации и силы, которые также разыгрывают «российскую карту», а упоминание вмешательства в европейские выборы и якобы подкуп европейский политиков это только подтверждает.

Что может быть дальше?
До того момента как ситуация действительно перейдет к смягчению санкций, пройдет еще несколько лет.

Но до этого момента возможно еще неоднократное ужесточение ограничений. Вполне вероятными могут быть санкции против «Северного потока-2».

Ссылки по теме

  • Эксперт ЕС: санкции не помешают «Северному потоку-2»
  • Белый дом: Трамп поддержит новые санкции против РФ
  • Новые санкции против России ударят по США

В документе отмечается «вредное воздействие на энергетическую безопасность Европейского союза, газовое развитие рынка в Центральной и Восточной Европе и энергетические реформы на Украине». При этом декларируется сохранение текущего курса против «Северного потока-2».

При этом газопровод упоминается только в контексте «энергетической безопасности Украины» и нигде больше, но в будущем возможна эскалация санкций именно по этому направлению.

Но самым важным является обозначение общей тенденции в новом законопроекте. Ничто не мешает Вашингтону полностью или почти полностью запретить торговлю с той или иной страной в долларах, как когда-то было с Ираном. Сделать запрет таким, что компании будут бояться иметь торговые отношения с российскими компаниями или целыми отраслями.

Сейчас подобные ограничения могут быть введены для Венесуэлы, и если опыт окажется удачным, то затем США могут распространить его и на Россию.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.