Add to Flipboard Magazine.
21.07 .2017 13:39
- Противостояние Дохи и Эр-Рияда — это война двух семейных кланов
- Катар традиционно оказывается на шаг впереди Саудовской Аравии
- ОАЭ — еще один важный игрок в этой истории
Король Саудовской Аравии Салман бен Абдель Азиз Аль Сауд (слева) разговаривает с крон-принцем Абу-Даби Мухаммадом бен Зайд Аль Нахайяном
Москва, 21 июля — «Вести.Экономика». Этот скандал, который разрастается на Ближнем Востоке, восстанавливает самых богатых и влиятельных арабских шейхов друг против друга. Однако за блокадой сухопутных границ и морских портов Катара, возглавляемой Саудовской Аравией, стоит история долгой семейной вражды.
В прошлом месяце Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет разорвали дипломатические отношения с Катаром, богатой газом страной Персидского залива, которая владеет совместным газовым месторождением с Ираном, ненавистным соперником Эр-Рияда. Блок обвиняет Катар в поддержке терроризма. Катар эти обвинения отрицает.
Эта блокада грозит вытеснить Катар из остального мира: наземные, морские и авиасообщения с Катаром прекращены. Коалиция, возглавляемая Саудовской Аравией, предъявила список из 13 требований, которые Катар должен выполнить, чтобы блокада была снята. В список входят и требования закрыть канал «Аль-Джазира» и отказаться от поддержки «Братьев-мусульман». Несмотря на вмешательство США, ситуация практически не изменилась.
Дипломаты в регионе заявляют, что проблемы решить довольно сложно, отчасти потому, что они возникли не только по политическим, но и по личным причинам.
«Правящие круги Саудовской Аравии, ОАЭ и Катара имеют тесные родственные связи, они очень-очень близки друг к другу. Это означает, что крупные политические проблемы – это еще и проблемы семьи. Эту ситуацию очень трудно решить, особенно учитывая, что Саудовская Аравия и ОАЭ хотят смены режима», — отметил один из высокопоставленных чиновников.
В неясном мире ближневосточной политики, где абсолютные монархи торгуют своей родословной и честью, инакомыслие в семье зачастую заглушается привилегиями и наличными деньгами. Это бурные времена в арабском мире, что делает эти «Игры престолов» все более опасными.
ОАЭ и Саудовская Аравия попали в ловушку дорогостоящей и открытой войны в Йемене. Резкое падение цен на нефть сильно повлияло на обе экономики. Катар, который в большей степени зависит от газа, также вынужден затянуть потуже пояс, но его население в целом богаче, чем население двух его более крупных соседних стран.
Формально нынешним правителем Катара является 37-летний Эмир Тамим бин Хамад аль-Тани, сын шейха Хамада, который официально отказался в пользу Тамима в 2013 г.
Однако недавно Симон Хендерсон, влиятельный аналитик из Вашингтонского института, написал, что Хамад, которого теперь называют не иначе как «отец-эмир», все еще дергает за ниточки — широко распространенный взгляд на Ближнем Востоке.
Шейх Тамим бин Хамад Аль Тани
Во многих отношениях Хамад является основателем уверенной самоидентификации Катара. Сначала он сразился с саудитами на поле битвы, когда командовал катарской бригадой против Саддама Хусейна в войне в Персидским заливе почти 30 лет назад.
Солдаты бригады Хамад были одними из первых коалиционных войск, которые вступили в иракские войска в битве при Хафджи в феврале 1991 г. Однако когда саудовские войска вступили в битву, морские пехотинцы США перестали защищать саудовские войска, потому что их арабские союзники из Катара случайно открыли «дружеский огонь» по ним.
Сразу после войны все наладилось, но беспокойство осталось, особенно когда Хамад вернулся как верховный главнокомандующий и военный герой. Он продолжал раздражать Рияд, рассказывая саудитам о пограничных спорах в 1992 г.
Эти страхи реализовались, когда молодой шейх сверг своего отца Халифу, который уехал из страны в Женеву, где он, как утверждается, проходил лечение. Хамад послал танки, чтобы окружить королевский двор, который смиренно сдался.
С тех пор он стал разрушительной силой в регионе. Шейх Хамад основал «Аль-Джазиру», которая в последние годы, наряду с соцсетями, влияла на общественное мнение теми способами, которые арабские правительства, особенно саудиты, не оценили.
Многие считают, что корни нынешнего конфликта лежат именно в этих старых соперничествах. Влияние Саудовской Аравии в Катаре уже давно осуществляется через влиятельные семьи, в первую очередь через клан Аттия, своих кровных родственников. Хамад воспитывался не Аль-Тани, а в доме дяди его матери, в семье Аттия.
Ссылки по теме
- ОАЭ обвиняют в атаке хакеров на СМИ Катара
- Почему Катар живет богато даже в блокаде?
- Реальна ли гражданская война в Саудовской Аравии?
Однако, вместо того чтобы скрепить себя узами брака с кем-либо из этой семьи, чтобы продолжить отношения с саудитами, Хамад укрепил свою мощь в Тани, выдав замуж дочерей за двух могущественных дядюшек.
Но любимой супругой и матерью нынешнего эмира является Шейха Моза. Ее отец, простолюдин, был заключен в тюрьму отцом Хамада после публичного призыва к справедливому распределению богатства в стране.
Самый влиятельный советник Хамада происходит не из клана Аттия (еще один уход от традиций) – он из семьи Тани, Хамад бин Джассим, который сделал ставку на то, что приобретение влияния в растущей силе политического ислама приведет к долгосрочной стабильности.
Внешняя политика Катара имеет своих недоброжелателей. Фаваз аль-Аттия, бывший катарский дипломат, сказал, что ему и другим, которые должны были отступить или оказаться в стороне, было очевидно, что конкретные цели политики и безрассудные стратегии Дохи неизбежно потерпят неудачу.
Это было предпосылкой для соперничества между саудитами и Тани, сказал Катар, знакомый с обоими, которые связаны браком и религией. И Тани, и Сауд берут свое начало с полуострова Неджда, откуда происходит радикальный ваххабизм. Оба стремятся утверждать, что их версия ваххабизма — это правильный путь.
В Катаре женщинам разрешено водить машину, в отличие от того, что происходит в Саудовской Аравии. Нет никакой религиозной полиции, вынуждающей предприятия закрываться во время молитвы. Хамад зашел так далеко, что потребовал, чтобы аль-Тани был связан с аль-Вахабом, что стало оскорблением для саудовцев, которые претендуют на господство над строгой версией ислама.
Аллен Форхерз, академик, заявил: «Притязание шейха Хамада на родословную аль-Ваххаба может быть способом укрепить легитимность этого альтернативного видения ваххабизма и способом обезоружить тех, кто будет утверждать, что катарцы не являются истинными ваххабитами. По сути, шейх Хамад пытается продвигаться вперед даже быстрее, чем саудовцы».
Другим фактором является общественная поддержка Хамадом демократии. Он заявил на американском телевидении в 2003 г., что «любой человек, который хочет развивать свои страны…, должен практиковать демократию. Это то, во что я верю».
Хотя он не оправдал обещания создать избранный режим в Катаре в 2013 г., его поддержка системы избирательной урны раздражала соседние правящие семьи.
Одним из тех, кто возмущался такими разговорами был наследный принц ОАЭ и его фактический правитель шейх Мохаммед бин Зайед аль-Нахайян, который долгое время испытывал опасения относительно Катара. Информация, полученная WikiLeaks, показывает, что в 2009 г. он заявлял, что Катар был просто «частью «Братьев-мусульман».
Между арабскими государствами и раньше случались конфликты, однако сейчас ситуация намного серьезнее. Возможность «горячей войны», к счастью, исключена. Так говорят дипломаты и политики. И все-таки как арабский мир собирается решать разногласия с Катаром?
Фактически ОАЭ часто вмешивались в королевскую политику, поддерживая различные ветви клана Тани. Это началось, как только Великобритания объявила, что покинет Персидский залив в 1968 г., и началось вынашивание планов, согласно которым Катар должен был стать частью ОАЭ.
Эта идея была похоронена в 1972 г., когда катарский эмир шейх Ахмад, предложивший создать большую федерацию арабских эмиратов и вяло руководивший из своей виллы в Швейцарии, был изгнан во время охоты в Иране его двоюродным братом шейхом Халифой. Шейх Ахмад оказался в Дубае и женился на дочери сказочно богатого эмира города.
С тех пор ОАЭ заняли сторону семьи Тани на долгие годы, позволяя отцу Хамада оставаться на своей территории, где он проводил контрперевороты, все из которых потерпели неудачу.
Это была ситуация, когда просаудовская газета разразилась 1 июня сенсационными новостями о том, что потомки шейха Ахмада «извинились» за нынешних правителей Катара, от которых они якобы «отреклись».
Однако Катар со ссылками на информацию королевского двора заявил, что это «недостоверная информация разведки ОАЭ». ОАЭ отрицают, что организовали хакерские атаки на новостные сайты или что это дестабилизирует режим.
Источники различных СМИ в Катаре отмечают, что немногие шейхи или члены семьи хотели бы оказаться в стороне от энергетической игры Дохи, указав, что поступки диссидентов аль-Тани, которые поддерживал попытки переворота в прошлом, имели ужасные последствия. В 2001 г. один из членов семьи был приговорен к смертной казни за участие в заговоре по свержению Хамада.
Источник добавил: «Семья шейха Ахмада отмалчивается. Никто ничего не говорит».