Фото: агн «москва»
Завышение школьных оценок и подсказки учителей на экзаменах — если и не добрая, то, во всяком случае, добренькая традиция отечественной школы: те, кто оканчивал школу до повсеместного введения ЕГЭ, знают, о чем я говорю.
ЕГЭ также этой проблемы не решил. А поначалу даже многократно усугубил: такого разгула массовой фальсификации оценок, как на единых госэкзаменах до 2014 года, не было никогда. Дошло до того, что и после установления относительного порядка результаты ЕГЭ стали перепроверять с помощью таких нововведений, как Всероссийские проверочные работы (ВПР) и Национальные исследования качества образования (НИКО). Но и после этого говорить о наступлении в нашей стране эры академической честности как-то неловко.
Участники ЕГЭ, пусть и в меньших масштабах, чем прежде, но все же не оставили попыток списать — с помощью мобильников или шпаргалок. Подтверждение тому — ежегодный тысячный скорбный список удаленных с экзаменов без права пересдачи в ходе текущей кампании. (В 2016 году, к примеру, таковых, по данным Рособрнадзора, оказалось около 5 тыс. человек.)
Что же касается учителей, то и они при малейшей возможности вносят посильный вклад в дело завышения оценок. Взять хотя бы итоги пресловутых ВПР, которые в отличие от ЕГЭ проверяются в родной школе. Их результаты, констатировал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, «не радуют с точки зрения объективности. В 4-х классах, например, по русскому языку в этом году «пятерок» оказалось 40%, а в 2016-м — и вовсе 50%. То же и с математикой. Но ведь совершенно очевидно же, что это невозможно!»
Неоправданное завышение оценок ВПР подтверждает и их сопоставление с независимыми от школ итогами НИКО: последние дают 29% выполнения, в то время как ВПР — 60%. И эта ситуация, как показали ВПР текущего года для 11-х классов, характерна для всех предметов. В итоге, делают вывод в Рособрнадзоре, «отставание начинается с основной школы: детям ставят «четверки» и «пятерки», хотя знаний у них нет, а при сдаче ЕГЭ в результате возникает напряжение». При этом добавим, что введение в школах специальной должности замдиректора по управлению качеством образования проблемы пока не решило.
А может, ее решит ужесточение наказаний, предложил председатель Ассоциации по управлению качеством образования Василий Левченко:
— Нарушения при сдаче аналогов российских ЕГЭ в других странах, включая Японию, Китай, Испанию или Грецию, карается гораздо жестче, чем у нас! В Китае за это полагается 3 года тюрьмы и денежный штраф, не говоря о запрете на пересдачу экзамена и поступление в вуз. Мы предлагаем ужесточить и наши правила: для нарушителей из числа выпускников текущего года ввести запрет на поступление в вуз на 2 года, а для выпускников прошлых лет — на 5 лет!
— На практике получается, что многие ребята выбирают по 5–6 ЕГЭ, так сказать, про запас, — дополнил замглавы столичного Департамента образования Гайяр Алимов. — Ну попался он на физике на списывании и был удален без права пересдачи этого предмета. Но он потом взял и поступил за деньги в МГИМО, где этот предмет не требуется. А если с базовой математики удаляют 10-классника, который решил сдать ее на год раньше, так он вообще ничем не рискует: спокойно сдаст этот предмет с остальными, на будущий год. А ты за нечестность пропусти годик с поступлением, хоть и получил аттестат! Кроме того, надо заняться нечестностью учителей, которые носят шпаргалки детям. Их административная ответственность должна быть серьезно усилена, а штрафы не должны составлять смешные 3–5 тыс. рублей! За эвакуированный автомобиль платят гораздо больше!
Предложенные меры будут обсуждаться, пообещали в Рособрнадзоре. Однако чиновники, как дал понять Кравцов, все же предпочитают не ужесточать кары, «поскольку тогда выявляемость нарушений может существенно снизиться», а проводить ежегодную независимую оценку знаний школьников с 4-го по 11-й класс. Тогда непомерно задранные результаты ЕГЭ на фоне более чем скромных оценок за долгие годы все скажут сами за себя.
МЕЖДУ ТЕМ
С будущего учебного года ВПР по всем школьным предметам становятся обязательными не только в 4-х, но и в 5-х классах, а 6-е классы присоединяются к этой практике по желанию. При этом в связи с приближающимся введением обязательного ЕГЭ по иностранным языкам обсуждается идея где-то в апреле 2018 года провести ВПР по английскому, французскому, немецкому и испанскому языкам.