«Тихий Дон» помолодел

— Через вас прошла такая актерская масса! А потом все пошло вразбивку: сегодня — 1922 год, а завтра — 1912-й. И я держался этого принципа до последнего. Вроде как органично произносится текст, но слова становятся не очень обязательными. Но именно таким образом абсорбировалось ядро, из которого я потом начинал формировать команду. Если бы я взял артистов с багажом, было бы легче, но не так интересно. Изумительная работа! Мы построили целую станицу и очень зависим от животных, которые рядом с нами на площадке. — Это роскошный и неожиданный выбор. Каждый год на сценах мира выходят сотни «Ромео и Джульетт». Почему? — И наверняка обрадовалась вашему приглашению? И это правильно. По потенциалу я бы мог Женю Ткачука сравнить разве что с молодым Володей Машковым. Такой можно найти еще неподалеку на Хопре, где снимал Герасимов. фото: Россия1
Сергей Урсуляк

— Всех, конечно, интересуют исполнительницы ролей Аксиньи и Натальи… — Играют их однокурсницы, только закончившие Щукинское театральное училище, — Полина Чернышова и Дарья Урсуляк. Что же я буду придумывать, что она, допустим, Ильинична, когда она — никакая не Ильинична, и вообще не имеет к этой истории никакого отношения. — Вольно снимаете или строго по сериям? Написанные по заказу современные произведения неинтересны, потому что в них нет ничего современного. Даже если там все давно заросло или застроено домами. У режиссера всегда есть выбор. А снимаем в пяти километрах от Вёшенской, в станице Еланская, на другом берегу реки и в окрестных местах. — Ильиничну у вас играет Людмила Зайцева. Лошади — не артисты. Я не шел по пути буквального совпадения внешних данных, что наверняка вызовет вопросы. А здесь каждый день все сначала, потому что нет опыта, умения, у многих — еще и профессии. Но я хочу, чтобы она снималась у меня только тогда, когда роль будет точно для нее. Нам повезло, что начинается все летом. Особенно если это касается нашей страны, где существует неизбывная готовность к гражданской войне. — У вас что ни фильм, то экранизация. — А где вы живете? — Подходящая натура. И она почитала так хорошо, что я подумал: чего я дурака-то валяю? Мне кажется, что для многих артистов прикосновение к «Тихому Дону», вне зависимости от результата, — огромный скачок в профессии, возможность открыть самих себя. «Гамлета», кстати, экранизировали раз 90, а «Отверженных» Гюго — 47 раз. Невозможно требовать результата, когда снимаешь по 10, а то и по 14–15 минут в день, как это происходит сплошь и рядом на телевидении. — Целая человеческая жизнь прошла с момента его написания. Абсолютно неповторимый пейзаж. — А правда, что рабочий день начинается у вас в 6 и заканчивается в 22 часа? Как быстро мы разделились на своих и чужих! И мне очень нравится. По силе, темпераменту, мужскому обаянию, включенности в работу, внутреннему юмору, готовности к импровизации. В этом — принципиальная разница. — Местные жители дают советы? Вызывал на пробы разных девочек. Поэтому у меня бесконечный подготовительный период. — В романе Шолохова действие происходит практически на протяжении 10 лет, во все сезоны. Здесь роль гораздо ближе ее природе, и она чувствует себя на своем месте. — Прямо в Вёшенской, в шолоховских местах. На пробы ко мне приходили ребята, садились напротив, и мы говорили: с кем-то 10 минут, с кем-то полчаса. Вроде бы все по правде, а на самом деле все это никакого отношения к ней не имеет. На верхнем Дону — особая природа. Выбирали каждого, даже исполнителей на маленькие роли? — Не каждый день такое бывает. — Как вы погружаете молодежь в ушедшую эпоху? Что в романе так привлекает сегодня? А в «Тихом Доне» они обязательны. Даша в это время пробовалась на том же этаже у другого режиссера. — Считал и считаю его выдающимся писателем. Мне казалось, что начинать с папиной картины — не нужно. Те, кто с опытом, лишены чего-то такого, что я вижу в тех, кого выбрал. Она почти не играла ярко-характерных ролей, за исключением матери в «Маленькой Вере». — Вёшенская — это фетиш или подходящая натура? — Съемки продлятся до поздней весны? Сложность и в том, что вся картина снимается на натуре. Мы часто говорим, что актеры стали хуже. Мне он очень нравится. Не нужно сниматься у папы». Ее ждет большое будущее, если она еще и освоит актерскую профессию. Она известная театральная актриса и без меня доказала, чего стоит, в спектакле «Добрый человек из Сезуана». Мы с ней одной группы крови. — Скорее всего — 12. В этом большая сложность. Почему-то все очень ревностно стали относиться к «Тихому Дону» Сергея Герасимова 1958 года. Хотя подряд было бы удобнее артистам. Работаем тем же методом, как в полнометражном кино. фото: Россия1

Григорий Мелихов (Евгений Ткачук) и Наталья (Дарья Урсуляк)

— До того как вы приступили к съемкам «Тихого Дона», как относились к Шолохову? Мы просто забыли, что основополагающие произведения литературы должны экранизироваться часто, для каждого поколения. Какой же изощренный ум надо иметь, чтобы прийти к такому решению… Тому, что к ним приехали ни Глебов с Быстрицкой и Кириенко, а какая-то молодежь. Роль большая и сложная, но я вижу, как он работает. Но совершенно не сняли зиму, чем теперь и занимаемся, нужна нам и ранняя весна. А они не стали хуже. Но у нее есть внутреннее право играть эту роль. Саша Урсуляк в моих подпорках уже не нуждается. Она — абсолютно не «головной» человек, сердечная, душевная. — Великая литература потому и великая, потому что актуальна, будь то «Дон Кихот», «Гамлет» или «Война и мир». фото: Россия1
Григорий Мелихов (Евгений Ткачук) и Аксинья (Полина Чернышова)

— Актеров каких амплуа и возраста труднее всего было найти? — Исходя из того, что у каждого поколения должно быть свое прочтение великого произведения, можно предположить, что и воплощать его должен определенный тип актера? Если не получится, то это будет моя вина. Когда мы должны застать рассвет и закат, а артисту надо улетать ночным самолетом, то смены затягиваются. Экранизации могут быть более или менее удачными, но они должны быть, потому что краеугольные произведения должны оставаться в кругу обсуждения, быть живыми, а не мемориальными. Мы строим какие-то схемы, а жизнь их нарушает. Нам удалось первые две серии снять подряд, одним махом. Когда имеешь возможность репетировать, снимать не торопясь, пробовать и ошибаться, тогда приближаешься к тем образцам большого советского кино и большого советского телевидения. То же самое касалось и Даши. По большей части они — дебютанты. Судить рано. Но она правдашняя актриса. Пока это шкура неубитого медведя. Все споры по поводу того, кто написал роман, прошли мимо меня. Мы сняли лето, осень, немножко весенних сцен. Как говорилось в пьесе «Обыкновенное чудо»: ну, медведь, не хорек же… Полина Чернышова, может быть, и не похожа на Аксинью внешне, если говорить об Элине Быстрицкой и таком типе красоты. Она, пожалуй, единственная тут актриса из другого кино. Если наша экранизация подтолкнет людей к тому, чтобы прочесть роман и посмотреть еще раз фильм Герасимова, это будет хорошо. Предполагаем снимать до 1 апреля. — Надеюсь, что все артисты радуются, когда им даешь такой материал. — Может быть, вы меня недооценивали все то долгое время, что мы знакомы? Снялась у отца — все равно никто не оценит, даже если хорошо сыграла. Они наверняка — большие знатоки Шолохова? У нее замечательная инстинктивная природа. Нас не проведешь». Поверьте, мне есть с чем сравнивать. — Артист должен иметь внутреннее право на роль. Знаем мы эти вещи. Ну, дочь! Более того, когда начинал эту историю, сказал: «Даша, ты сниматься не будешь, даже если подходишь на роль. — Снимать тогда, когда понимаю, что это должны быть именно они. Скажут: «По блату! Есть вещи, которые не стареют, потому что заложенный в них смысл, ситуации и взаимоотношения вечны. — Жесткая установка — дочерей не снимать! Мы объездили очень много мест. — Я почувствовал одно: актеры поднаторели в «телеправденке». В последние полгода это особенно ощутимо. Сколько их будет? Их лишний дубль не заставишь делать. Опять же говорю не про результат, а процесс работы. Мы работаем много. — Каждому уделял, пусть 15 минут. Но если при монтаже что-то новое станет вырисовываться, количество серий увеличится. — Это каждодневные усилия. Приходится сильно биться. Я давал зарок не снимать своих дочерей — ни одну, ни другую. — Может быть, и из другого. Занимаем два этажа санатория. Даже за деньги. Когда у тебя снимаются Машков, Маковецкий и Балуев, понятно, что уж они-то сыграют. Но для нее не было роли, поэтому она не снимается. Просто им материал убогий предлагается, на котором расти нельзя. Но местные жители очень доброжелательны, помогают чем могут и, наверное, удивляются моему выбору. Все знают, где встречался Григорий с Аксиньей, где шел бой… Они обижаются, если не снимешь там, где все и происходило, по их мнению. Потом актер приходил во второй, третий, четвертый раз — или не приходил больше никогда. И это мой выбор. Здесь только такая интонация, и никакая другая. Ты не можешь просто сказать, а только так, чтобы перехватило горло. — Если сравнивать написанное большими писателями, такими, как Трифонов, Гроссман или Шолохов, с тем, что предлагают сценаристы, станет ясно, что все это сделано не по велению души, а по заказу. Когда говорят, что все реки похожи, это ерунда. Однажды одна из них не пришла, а партнер был на месте. Мне кажется, что это актуальное произведение. Я позвонил ей: «Зайди почитать». Немаловажно и то, что наши актеры не засвечены в дурных вещах, плохих журналах и гламурных тусовках. Я могу взять на роль какую-то актрису, а могу транспонировать роль, допустим, под Сашу. Григория Мелехова играет Евгений Ткачук, в котором я вижу очень большой потенциал. — Да, район живет только этим. Я ушел от типажной похожести — по крайней мере, в женских ролях. Одно лишь вранье и желание сделать, как вчера на соседнем канале. У нее Щукинская школа. А звезды прошлого формировались на выдающихся ролях, поэтому и стали теми, кем стали. Глупо обвинять в том, что вот опять обратились к «Анне Карениной», как нелепо удивляться тому, что вновь ставят «Гамлета» в театре. Из известных молодых артистов у нас только Саша Яценко и Никита Ефремов, но и они — в самом начале пути. Это бесконечная плоская степь с одной стороны, а с другой — огромные холмы. Не думаю, что Шолохов хуже, чем Пупкин… Чувствую тот негатив, который существует по отношению к нашей экранизации. Посмотрим! Я с удовольствием бы снимал в «Тихом Доне» Лику Нифонтову без всяких поправок на то, что она — моя жена.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.