фото: Ксения Коробейникова
Снимки Кортни Рой достаточно неоднозначны.
Предъявили снимки из архива итальянского кинематографа (1950–1970-х годов), которые ранее не публиковались. А теперь — пожалуйста: Федерико Феллини красит губы Джульетте Мазине на съемках «Дороги». Софи Лорен в чулках уворачивается от Марчелло Мастроянни и показывает, каково «Счастье быть женщиной». Красавица Сильвана Пампанини в шелковом халатике очаровывает господина из «Одного дня в суде». И все эти снимки не в Риме, а в Москве, в Манеже!
Центральный коридор отдали восходящей звезде фэшн-фотографии 35-летней Кортни Рой и ее глянцевой серии «Вымышленная Калифорния». Девушка объездила весь штат на машине, напичканной нарядами, париками, каблуками и с бейсбольной битой в багажнике. Все эти вещи неожиданно переплетаются в кадрах, где главная — сама Кортни. То она в образе Барби (парик, мини-юбка, топ, шпильки) глядит задумчиво вдаль, сидя на пустынном автобане у подножия гор. То в дизайнерском желто-бирюзовом костюме загорает на обшарпанном лежаке посреди песков. Или врезается в столб головой в роскошном платье и уже в черном парике.
— Кортни, в последнее время многие художники помешались на темах бедности, экономии, экологии… Не боитесь обвинений — мол, вы не в тренде? — спрашиваю у фотографа до вернисажа.
— Мне безразлично, попадаю я в тенденцию или нет. Куда важнее наслаждаться своей работой. В этой серии это чувствуется. Я пыталась не только предложить другое видение реальности, но и стать его частью, перенестись в параллельный мир, где двусмысленность и странность сосуществуют с повседневностью.
— У вас это получилось. Повсюду разодетая кукла, на удивление органично вписывающаяся в обветшалые пейзажи. Вы умышленно играете на контрастах?
— Благодаря визуальным контрастам мои образы не считываются однозначно. Можно предположить, что героиня принадлежит как к высшему классу, так и к низшему. Может, она в припадке безумия, а может, пьяна или под действием наркотиков. Мне интересно изучать, что находится под поверхностью. Как правило, за внешним лоском скрывается что-то неприглядное.
— А как это возможно изучить на самой себе? Перед нами ведь автопортреты.
— Необходимо отстранение от ненужной информации и погружение без предрассудков в конкретный момент. Пришлось задействовать способность тела к импровизации и игре. Мой фотографический метод в значительной степени полагается на превратности случая, которые возникают в процессе поиска ситуаций. Созданные таким образом работы выглядят как череда странных эпизодов на грани реальности и представляют некий психоанализ.
— Говорят, вы работали над серией одна. Неужели?
— У меня есть помощник по техническим вопросам. Пару раз он меня фотографировал, но в основном я пользовалась автосъемкой. Сама искала места, ускользающие от внимания и не вызывающие интереса своей банальностью. Превращала их в съемочную площадку, где уже разворачивались эти необыкновенные события.
Выставка проходит при поддержке Mastercard.