Фото: vk.com@ДТП и ЧП Санкт-Петербурга
Между тем они свидетельствуют, что водители со стажем вождения до двух лет — самая безаварийная категория автолюбителей. И даже более того: ДТП, случившихся по их вине, с каждым годом становится все меньше! Так, в 2015 году количество аварий, совершенных ими, сократилось на 26,5% по сравнению с показателями 2014 года, а водителями мопедов — аж на 45,9%. Причем по итогам 2016 года устойчивое снижение продолжилось: на 20% и 26% соответственно по сравнению с 2015 годом. И произошло это не из-за ужесточения всяческих административных барьеров и штрафов, а только благодаря проведенной в стране реформе автошкол, которой ГИБДД, кстати сказать, усиленно противилась.
Суммарно же за два пореформенных года эти цифры составили 46,5% и 71,9% соответственно. То есть можно говорить о том, что введение новых программ обучения будущих «рулевых» способствовало беспрецедентному улучшению ситуации с аварийностью начинающих водителей.
Также статистические данные ГИБДД полностью развенчивают созданный ею же миф о том, что начинающие водители — самые аварийные. Поскольку из общего количества ДТП, совершенных из-за нарушений ПДД водителями транспортных средств, доля начинающих — 8%. Но самое интересное — это данные по сдаче экзаменов.
Неоднократно в конце прошлого года — начале этого представители Госавтоинспекции заявляли, что после введения новых правил приема экзаменов процент сдачи с первого раза упал, и обвиняли автошколы во всех грехах. И это, кстати говоря, при том, что именно автошколы, а не государство в лице ГАИ, вынесли на своих плечах расходы по оснащению классов, площадок и машин в соответствии с экзаменационными требованиями.
Так вот цифры говорят о том, что ситуация со сдачей экзамена не ухудшилась, а улучшилась, причем на самых сложных его этапах — практических экзаменах на площадке и в городе. Если в 2015 году по старым правилам площадку с первого раза сдавали 73% курсантов, то в 2016 году — 75% выпускников автошкол. Это при том, что площадку сдают и те, кто идет за правами на прицепы. Раньше этого не было. Уверенную езду по городу демонстрируют 55% кандидатов, что на 5% больше, чем в 2015 году. А это реальная победа, поскольку по городу теперь катают 20–30 минут, да и сложность маневров значительно усложнилась, так же как и выросло их количество.
Интересная ситуация с теоретическим — самым легким из всех экзаменов. Как ни странно, здесь процент успешной сдачи с первого раза действительно уменьшился, но не с 75 до 44 процентов, как нас уверяли, а до 70%. Можно предположить, что дополнительные 5 вопросов на каждую из двух ошибок сыграли свою роль. Плюс ошибки в экзаменационных билетах, которые так никто и не поправил, дали себя знать.
Иначе говоря, даже беглый анализ официальных статистических форм говорит о том, что лукавили господа полицейские. Интересно, зачем? Не затем ли, чтобы прикрыть несуразности созданного ими документа под красивым названием «Административный регламент», в котором количество просто технических ошибок зашкаливает? Да и скрыть собственное нежелание ничего не делать, чтобы его исправить, — заодно?
Но самая большая интрига представленного документа кроется в количестве автошкол, которое указывает ГИБДД в отчете, — 8070 образовательных учреждений.
Все бы хорошо, да только есть одно «но»: на официальном сайте той же Госавтоинспекции в разделе «Автошколы» значится 3538 организаций, прошедших проверку соответствия учебно-материальной базы и получивших заключения. Возникает вопрос: а где остальные 4500 автошкол? Это такая недоработка по опубликованию списка официальных организаций на официальном сайте — забыли большую часть своих подопечных или в стране 4500 виртуальных автошкол, работающих без заключений ГИБДД, а то, может, и без лицензий. Но как тогда после окончания таких автокурсов доблестные полицейские допускают граждан к экзаменам? Ведь получатся, что из 2 млн ежегодно выдаваемых ими водительских «корочек» больше половины недействительны и подлежат аннулированию?
На наш же взгляд, аннулированию подлежит если и не сама ГИБДД, то уж ее нынешнее руководство, в очередной раз доказавшее свою полную профнепригодность и нежелание менять методы и стиль работы, а способное лишь «держать и не пущать», — однозначно…