Павел Финн
— Павел Константинович, итак, является ли «Ника» местом для дискуссий, — это первый момент, а второй — Путин теперь в курсе сокуровского выступления… мы радуемся?
— Начинать надо с конца. Если Владимир Владимирович в курсе, как сказал Песков, значит, «Ника» — это место для тех высказываний, которые прозвучали. Кроме того, Путин сказал, что он прислушивается к мнению деятелей искусства, — опять же — значит, это место для того, чтобы говорить о том, что волнует страну, народ и, как мы выяснили, волнует молодежь. И очень сильно волнует. А вообще у деятелей культуры, к сожалению, не так много мест для того, чтобы высказываться по поводу происходящего. А прислушиваться к ним необходимо.
— Кончаловский кивнул, что Сокуров имеет возможность высказаться на Президентском совете по культуре…
— Сокуров, допустим, имеет возможность, а я не имею. И не имеют Манский, Красовский, Сагалаев, Лена Коренева. Если у людей нет возможностей, их тоже надо слушать. Надо слушать людей, молодежь… Президентский совет — серьезное место, тем не менее, не единственное. А мы хотим, чтобы уважаемых людей (таких как Сокуров) слушали все.
— Немножко удивляет сама постановка вопроса: Сокуров и другие говорят о важнейших вещах в жизни страны, а что им надо было — сказать спасибо маме и папе, что их родили?
— Надо радоваться, что люди что-то говорят. Значит, они неравнодушны к тому, что происходит. Это же проистекает не из желания кого-то обвинить, но из желания сделать жизнь лучше и справедливее. А справедливости чудовищно не хватает в нашей жизни.
Подробнее: Бунт интеллигенции на «Нике»: резьба сорвалась
— Еще несколько лет назад мы видели только одну чашу весов в виде Никиты Сергеевича Михалкова с его патриотически-одобрительным настроем к линии правительства. Но вот появилась вторая чаша — Сокуров…
— Другая чаша весов давно появилась, если говорить конкретно о Михалкове. Я не назову это дискуссией, потому что по-настоящему никакой дискуссии не было, но разногласия с Никитой Сергеевичем имеют давнюю историю. Она началась с уничтожения Московского союза кинематографистов, во главе которого я был. Она началась с уничтожения Конфедерации Союза кинематографистов, во главе которой был Рустам Ибрагимбеков. Это было уже давно. И если бы это всё было на основе нормальных, справедливых, демократических отношений, то, может быть, сейчас не было бы того, что есть…
— Как вам кажется, этот раскол двух реальностей — реальности власти и реальности народа — только будет увеличиваться с подрастанием нового поколения?
— На этот вопрос ответить очень трудно. Я не пророк. Но то, что произошло, это неожиданно не только для власти, это неожиданно и для меня. Значит, неожиданностей можно ожидать и дальше. И к чему они приведут… Если власть также будет относиться к этому, как она относилась, — в течение трех дней вообще не обращая внимания на то, что происходило на улицах (или делая вид, что не обращает), — неожиданности будут становиться всё более серьезными.
— То, что на «НТВ» вырезали из церемонии всех, но не вырезали Сокурова, — это уже прорыв?
— Нет, это не прорыв. Увы. То, что вырезали — это как раз доказательство того, что у людей, которые распоряжаются этим, нет исторического мышления. К несчастью. Нет взгляда в будущее и ощущения связи с происходящим. Потому что выступление пятиклассника в Томске напрямую связано с выступлением Сокурова. Настоящие политики — те, кто понимает, что такое исторический процесс, хотят, чтобы процесс шел на благо народа, и они должны понимать все тончайшие связи, которые происходят в обществе в данный момент.
Подробнее: «Я вас вырежу»: НТВ подверг цензуре политические заявления на «Нике»
— Но, как вы думаете, это авторитетное выступление на «Нике», затмившее собой все кинорегалии, пробило брешь в стенке между властью и интеллигенцией?
— Я бы хотел, чтобы пробило. Но… в таких ситуациях прогнозы опасны.
— И количество смелых людей среди интеллигенции будет возрастать?
— Это зависит от личностей, они абсолютно неоднородны. Мы знаем, что отношения деятелей культуры к самым главным событиям времени совершенно неодинаковы. Я думаю, что своего отношения не изменят ни одни, ни другие. Кто-то может изменить в зависимости от того, как будет складываться ситуация. В чью пользу. Так бывало в истории. Но я думаю, что раскол среди интеллигенции — равно как и в семьях — он пока будет неизменен.
— Главное, и все об этом говорят, чтобы дело не дошло до кровавых событий…
— Нет ничего страшнее бунта. Это понятно. Но как раз это во многом зависит от того, каким ухом власть услышит интеллигенцию.
— А ваша личная позиция по поводу Сенцова?
— Она абсолютно для меня безусловна. Я считаю, что его давно нужно помиловать. Или освободить (не знаю, как это оформить). Я убежден, что дело здесь не только в милосердии, дело в высшем понимании политического гуманизма, которого не хватает.
Смотрите видео по теме:
«Опубликовано видео речи Сокурова на «Нике» о «войне школьников»»
02:42