фото: pixabay.com
Сейчас мы как никогда понимаем слова мыслителя XIVII века Жан Жака Руссо о том, что государство может стать зависимым, уничтожив свое сельское хозяйство . Похоже, наконец-то это поняли и в российском правительстве: президент подписал указ о развитии сельского хозяйства, о создании до 2026 года конкурентноспособных технологий, основанных на новейших достижениях науки.
Но для того, чтобы разработать программу действий, надо понимать, какими ресурсами мы обладаем. Их озвучил во вступительном слове президент РАН Владимир ФОРТОВ: «Россия обладает колоссальным потенциалом для сельскохозяйственного производства: 50% всего чернозема мира сконцентрировано в нашей стране, мы обладаем 20% запаса пресной воды и 9% производства удобрений. На каждого жителя у нас приходится 1,5 гектара земли, что в три раза больше, чем в среднем по миру. Имея такие ресурсы, страна просто обязана обеспечить не только свое население, но и занять существенный сектор мирового производственного рынка. Именно такая задача нам и поставлена правительством».
Приоритетные задачи программы развития сельского хозяйства выделил глава ФАНО Михаил КОТЮКОВ, — это обеспечение разработок по картофелеводству, птицеводству, производству сахарной свеклы и виноградарству. До конца года, по словам Котюкова, ученые должны будут завершить инвентаризацию всех биоресурсных коллекций и оцифровать полученные данные. В качестве яркого примера успешной работы он назвал развитие производства зерновых культур в нашей стране, которыми мы обеспечиваем всю свою страну и достаточно много экспортируем.
Дальше начались выступления специалистов по крупному рогатому скоту. Они в частности отметили, что Россия уверенно наращивает надои, которые составляют сейчас до 10 тысяч килограммов в год от каждой коровы при средних надоях в 5,2 тыс. кг молока. В стране есть десять хозяйств, где каждая буренка дает в год по 10 тысяч кг молока. Хозяйств, выдающих по 6 тысяч кг от каждой коровы, больше, — 67 из них находятся в Татарстане, 66 — в Ленинградской области и 58 — в Краснодарском крае. Что касается мясного скотоводства, тут основной упор делается на повышение интенсивности роста коров. Один из выступавших назвал десяток созданных в России ведущих мясных пород, не уступающих зарубежным «аналогам». Есть успехи и у свиноводов, и у овцеводов. А что касается мясного табунного производства, то есть, выращивания мясных пород лошадей, в этом вопросе дела у нас настолько хороши, что мы давно экспортируем свои продуктивные породы за рубеж.
Роль генетиков в деле создания новых пород «с заданными свойствами» является едва ли не самой главной. А ведь им кроме создания новых пород животных и птиц, надо усовершенствовать и систему сохранения их разнообразия. Так в подмосковном Всероссийском научно-исследовательском и технологическом институте птицеводства в течение 40 лет сохраняют биоразнообразие редких пород домашних птиц. Здесь содержится самая крупная коллекция, состоящая из 76 пород. Специалистами разработана оригинальная методика сохранения и разведения птиц, не допускающая родственного скрещивания различных пород (инбридинга). А в Институте генетики и разведения сельскохозяйственных животных, где также хранят генофонд кур, существует еще и уникальный генетический банк спермы петухов 18 пород.
Отечественные генетики похвастались, что уже сегодня на генетическом уровне могут определять происхождение вида, его потенциальную продуктивность и наследственные аномалии. В пример привели генетическое заболевание CVM, которым с 2005 года страдали 5,2% российских бычков-производителей, подхватив его от родоначальников, привезенных из США. Молодняк рождался с аномалиями позвоночника: недоразвитостью, укороченной шеей, деформацией суставов, сколиозом и в общем-то долгожительством не отличался. Благодаря выявлению данного порока развития на генетическом уровне, болезнь удалось свести на нет.
Об особой роли микроорганизмов, также способных повышать качество сельскохозяйственной продукции, рассказал академик-биотехнолог Игорь ТИХОНОВИЧ. Он напомнил собравшимся о том, что человек «переполнен микроорганизмами», что в каждом грамме почвы содержится 10 в 9-й степени микробов, причем науке пока известно всего лишь 5-7 % этих удивительных живых существ. А они, между прочим, смогли бы оказать нам множество услуг. В качестве примера ученый привел сою, которая благодаря своему флавоноиду даидзину теоретически обладает противораковыми свойствами. Однако для того, чтобы превратить этот даидзин в активный агент, в нашем организме нет нужных генов, тех самых, которые есть у микроорганизмов…
В общем, как и следовало ожидать, научные работники сельскохозяйственного направления, подводя итоги научной сессии, отметили, что доля генно-модифицированной продукции в нашем рационе в будущем неминуемо будет расти: уже сейчас в мире из 1,5 миллионов га под посадками ГМО-растений занято более 12%. Для справки, в России на сегодняшний день производство генно-модифицированной продукции запрещено. Между тем, завозить из-за рубежа и продавать в отечественных магазинах зарубежные виды ГМО-продукции можно. В итоге получается, что весь мир развивает генетическую науку и продает свою продукцию (в том числе и нам), а в России ученые до сих пор вынуждены украдкой упоминать о своих достижениях в области генетического усовершенствования продукции.