Крылья российских пассажирских самолетов начали просвечивать лазером


фото: Геннадий Черкасов

Из-за механических и тепловых нагрузок на самые ответственные силовые элементы конструкции в деталях самолета могут возникать мельчайшие поры и другие дефекты . Чтобы со временем они не превратились в большие трещины, каждый авиалайнер после полетов проходит проверку: при помощи ультразвукового контроля специалисты пытаются разглядеть будущие повреждения в зачаточном состоянии.

Если раньше УЗ-приборы могли «видеть» трещины размером не меньше 1 миллиметра, то теперь, благодаря новой технологии, разработанной научным коллективом под руководством профессора Александра Карабутова, специалисты смогут найти повреждение в материале самолета размером в 50 микрон (!).

Повысить пространственное разрешение обычного УЗ-контроля удалось за счет использования лазера, который создает импульсы с очень широким набором частот. При этом достигается наибольшая глубина зондирования (до 40 мм), а за счет сверхширокополосных пьезоприёмников специалисты добиваются большей чувствительности для регистрации ответных эхо-сигналов.

Новый метод впервые позволил обнаружить такой дефект, как расслоение между каждым последовательным слоем композитного материала. Технологию уже опробовали для контроля углепластиковых кессонов крыла (силовых частей крыла, на которые при полете приходится основная нагрузка) нового российского ближне-среднемагистрального пассажирского лайнера МС-21. Первая партия лазерно-ультразвуковых дефектоскопов уже запущена в мелкосерийное производство и готова к применению в отечественной авиакосмической промышленности.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.