фото: Александр Астафьев
Легендарный пловец отмечает 55-летие.
Это ведь известно: не каждому большому спортсмену дано стать тренером. Или президентом федерации. Не то чтобы даже от природы не дано — зачастую и сама жизнь не предоставляет никаких дополнительных возможностей. Это самое место тренера или президента не страдает от пустоты. Владимир Сальников успел все. Олимпийским чемпионом стал (четыре «золота»), в роли главного тренера сборной силы пробовал, на посту президента федерации уж не первый год.
«Везет тому, кто везет», — любимая фраза тренеров любого вида спорта. Вез Сальников много. Когда-нибудь и про его спортивную судьбу кто-то захочет снять многосерийный фильм. Плавание, конечно, не хоккей, но драматизма и преодоления в нем не меньше.
Самая эффектная часть истории: после 14 лет совместной работы тренер Игорь Кошкин сказал Владимиру, что не знает, как тренировать его дальше. И даже жестко добавил: вряд ли стоит продолжать.
В разговоре с Сальниковым, как, наверное, и многие журналисты до меня, я не удержалась от вопроса: почему тренер так решил, ведь столько побед позади, такой труд, откуда вообще возникло неверие?
— Он всегда был честен. И просто не знал, как дальше двигаться, потому что в плавании век спортсмена достаточно короток, а я подошел к тому, о чем никто еще и не думал: можно не просто продолжать тренировки и выступать, но и побеждать в достаточно солидном возрасте. Хотя сейчас это уже нормально (28 лет. — Ред.). Тренер дошел до предела восприятия меня как ученика и поверить в меня на сто процентов не мог. Вообще вот этот конфликт тренера и выросшего ученика заложен изначально. Когда спортсмен еще растет вместе с тренером, этот процесс более спокойный, нежели когда выходишь из ранга рядового спортсмена и начинаешь переосмысливать ситуацию изнутри. Тут начинается самое интересное, высший пилотаж: из рабочей лошади, получающей указания, спортсмен превращается в соавтора. Но часто мешает установка: тренер всегда прав, даже когда он не прав.
Как-то один известный американский тренер выдал фразу: «Спортсмены всегда имеют право высказать свое мнение тренеру. А тренер имеет право это не слышать». Конфликт в отношениях, конечно, заложен, но продолжительность успешного тандема определяется ростом ученика. Когда рост заканчивается, нужно попробовать остановиться и многое изменить.
…Да, тогда тренер Кошкин отказался от Сальникова за три года до Сеула. Дальнейшая история — как раз основа фильма. Традиционное «ищите женщину». Новым тренером Владимира стала его жена Марина — специалист по медико-биологическим проблемам. Начинала она в научной группе спринтеров сборной страны по легкой атлетике, затем несколько лет работала в тренерской бригаде Кошкина.
Тренировались. Его ругали, ее ругали — не принято было так готовиться к стартам. А они продолжали плыть. И доказывать — себе, другим, — что силы есть, а медали будут. Это потом Сальников расскажет, что «случались эмоциональные шараханья, вплоть до глубокой депрессии». Но к Сеулу он был готов показывать высокий результат. И показал лучший результат за весь олимпийский сезон в мире.
«Я ведь и в Сеул не за гарантированным «золотом» полетел. Уверен был, что не будет стыдно за свой результат. Иначе по собственной воле остался бы дома. И четвертая по счету высшая олимпийская награда не стала для меня апофеозом, я воспринял ее как награду за выстраданное в последние годы, как долг, возвращенный всем, кто продолжал верить в пловца Сальникова».
После Олимпиады Сальников возглавил сборную. И быстро избавился от собственных представлений о внутреннем мире плавания. «Я пытался решать все задачи с точки зрения спортсменов. И все же оказалось, что взгляд этот неверен, он наверху не воспринимался. Более ценен, уверяли меня, взгляд из кресла чиновника от спорта. А оттуда угол зрения совсем другой, по моему мнению, бюрократический и меркантильный».
И все же последние пять лет именно Сальников возглавляет ВФП. Он ругает, его ругают, углы зрения сторон, наверное, часто не совпадают. Но к проигрышам, как утверждает, его отношение со времен карьеры пловца не изменилось.
— Профессионал всегда переживает. Просто настоящий профессионал выжмет из поражения максимум пользы. Я очень переживал, когда плавал, земля из-под ног уходила, но собирал себя потом с уверенностью, что урок-то может быть выучен и использован на будущее. В поражении надо искать и силы тоже. И идти до конца. Это психология чемпиона. Парадокс в том, что не обязательно выигрывать для того, чтобы привить себе ее. Человек идет до конца и прежде всего выигрывает сам у себя.
…Владимир Сальников отмечает 55-летие. Не очень, может, серьезная, как заметила как-то Ирина Роднина, дата — промежуточная, итоги еще не стоит подводить. Но все же пришлась эта красивая дата как раз на год домашнего чемпионата мира — в июле Казань во всеоружии встретит чемпионат по водным видам спорта. Жизнь сама подбрасывает детали сценаристам.