фото: Сергей Иванов
Обсуждение проблемы расширения изучения религиоведческих дисциплин в школе в Общественном совете при Минобрнауки инициировал член Совета Виктор Лошак: «Как и в случае с введением ОРКСЭ, у новой инициативы РПЦ, безусловно, есть подтекст. На мой взгляд, это ожидаемый приход в школу собственно служителей церкви, что уже будет угрожать установленному Конституцией светскому характеру нашего государства», — разъяснил он «МК.
— Для школьного коллектива пустить в школу священника — это волей-неволей создать параллельный центр власти. А священник в школе не может им не быть, — предупреждает Лошак.- Уже сейчас в РПЦ в вопросе школьного образования ведут себя напористо и последовательно: священники стараются участвовать в родительских собраниях, агитируя за выбор Основ православной культуры. По просочившимся в печать сведениям, в некоторых областях департаменты образования уже ставят контрольные цифры четвероклассников, которым вменяется выбор православного модуля.
Впрочем, приход служителей культа в классы в случае расползания ОРКСЭ с нынешнего 4-го на 2-е-9-е классы, по словам Лошака, неизбежен в любом случае — преподавать-то новую дисциплину некому: «Даже сегодня с одним годом изучения ОРКСЭ школа справляется сложно: 70% преподавателей — учителя начальных классов. С 72 часами переподготовки им нелегко говорить о духовно-нравственном и с 10-летними! А каков будет диалог с 15-16-летними?!»
Колоссальная проблема, подчеркнул Лошак, неизбежно возникнет и при изыскании дополнительных часов школьной программы на новые предметы: «Учителя только-только болезненно пережили жертву одного часа русского языка либо литературы на ОРКСЭ. А теперь у них должны отнять в 8 раз больше учебного времени! Чем собирается жертвовать министерство в ситуации, когда добавить школьникам часы уже невозможно? Есть три предмета, преподаваемые со 2-го по 9-й класс: русский язык и литература, математика. Физкультура. Готовы ли родители, школьники, учителя и министерство жертвовать этими базовыми дисциплинами?»
Это, по словам Лошака, принципиальный момент: «Новый рубеж, на который пытается вывести школу церковь, на мой взгляд, уже нуждается не в дискуссиях, а в полноценном референдуме. Уроки религии на протяжении всего школьного обучения меняют его светский характер, а это уже должен одобрить или не одобрить не министр и даже не патриарх. Радикальное перераспределение учебных часов, а, следовательно, и знаний в пользу религиозных дисциплин нуждается в обсуждении с широкой школьной и родительской общественностью».
Примечательно, что Общественный совет единодушно поддержал Виктора Лошака и рекомендовал министерству не расширять курс и не менять школьную программу. А с этим согласился и глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов: «Курсу ОРКСЭ даже в его нынешнем виде всего один год. Прежде чем говорить о целесообразности его расширения, надо понять, что он дал школьникам.
Мы этого еще не знаем, так что сейчас мы будем анализировать результаты и практику в разных регионах, а также добиваться свободы выбора любого модуля изучения ОРКСЭ из шести имеющихся. Этого выбора, надо признать, у многих семей во многих школах пока нет».
— Результаты заседания Общественного совета считаю более, чем позитивными,- заявил «МК» Виктор Лошак.- Не было ни одного члена совета, кто одобрил бы идею расширения преподавания ОРКСЭ на всю среднюю школу. Против были и все приглашенные: родители, учителя, академики. Главная опасность идеи, предложенной РПЦ, очевидна. Церковь пытается использовать школу для миссионерской деятельности и таким образом расширить свою паству. А то, что в результате пострадает система образования, мало кого волнует.
По официальной статистике, в 2014-15 учебном году из 6 модулей ОРКСЭ 44% семей четвероклассников выбрали Основы светской этики; 20% — Основы мировой религиозной культуры; 35% — Основы православной культуры; 4% — Основы исламской культуры и менее 1% — историю буддизма и историю иудаизма.