фото: И. Шпагин
Росавиация, "зачастую не объясняя причин или по-разному трактуя законы", уже признала недействительными свидетельства сотен авиационных специалистов, полученные в соответствии с законодательством; еще тысячу пилотских свидетельств могут аннулировать в ближайшие дни, пишет "Коммерсант" со ссылкой на письмо, направленное российскими специалистами в ICAO.
В настоящее время действуют две формы подготовки пилотов: начальная в рамках среднего или высшего образования по федеральному госстандарту и дополнительная профессиональная переподготовка специалистов с техническим средним или высшим образованием. Гособучение идет в вузах в Петербурге и Ульяновске и четырех училищах. АУЦ готовят частных пилотов, но могут провести переобучение с одного типа самолета на другой, о чем Росавиация также выдает свидетельства.
Согласно петиции пилотов, ведомство решило аннулировать свидетельства, выданные АУЦ, и допускать до полетов только тех пилотов, которые прошли подготовку в госучреждении. Росавиация сообщила журналистам, что в связи с аннулированием свидетельств специалисты уже обращались в суды, и те признали действия ведомства полностью законными. Основанием для аннулирования называется то, что документы, по сведениям Росавиации, выдавались с нарушениями. В частности, говорится о подделке медицинских справок.
Специалисты в свою очередь сообщили журналистам, что недобросовестные АУЦ действительно бывают. Однако большинство работают по госстандарту и готовят специалистов высокого класса. Пилоты считают, что ведомство "проводит карательную политику", пытаясь прикрыть собственные упущения после завершения расследования катастрофы самолета Boeing-737 в Казани в 2013 году.
Как бы то ни было, указывают эксперты, подобный скандал и массовый отзыв лицензий может привести к тому, что на рынке возникнет дефицит пилотов.
Отметим, что о грядущем кризисе в отрасли говорят уже не один год. Еще в 2012 году советский космонавт, дважды Герой СССР Алексей Леонов рассказывал о грядущем дефиците специалистов в гражданской авиации.
"Две выдающиеся академии разогнали — имени Гагарина и имени Жуковского, два высших училища, которые готовили летчиков транспортной авиации — Балашовское и Тамбовское, — расформировали несколько лет назад", — рассказывал Леонов. Он отмечал, в ближайшее время перед страной встанет вопрос о необходимости нанимать "пилотов-гастарбайтеров" — приглашать летчиков из-за рубежа, чтобы покрыть нехватку собственных специалистов.
Читайте подробности: «Если у нас дела так пойдут и дальше, скоро некому будет летать»