фото: twitter.com/PoklonskayaNV
Свое особое отношение к фигуре Николая II Поклонская никогда не скрывала — у нее даже его бюст, как известно, мироточил. Начавшись как безобидная причуда отдельно взятого политика, дело быстро приняло серьезный оборот. Поначалу ни генпрокуратура, которую Поклонская забросала заявлениями, ни даже коллеги-депутаты инициативу о запрете фильма не поддержали. Но вскоре развязанная кампания против «Матильды» вылилась в массовые акции протеста, угрозы и даже нападения на студию Учителя и его соратников. И хотя сама Поклонская к подобным действиям не призывала и от акций православных радикалов открестилась, эти инциденты бросили серьезную тень на ее репутацию.
Вразумить Поклонскую пытались многие — начиная от деятелей кино, депутатов и представителей Русской православной церкви, и заканчивая министром культуры РФ Владимиром Мединским. Последний без обиняков назвал ее кампанию запретить фильм «чистой воды беззаконием и цензурой, которая впрямую запрещена Конституцией». Однако все это не могло остановить защитницу поруганной чести царя.
Не сумев добиться полной отмены проката (хотя и сильно навредив ему — показывать «Матильду» отказались две крупнейшие сети кинотеатров), ныне Поклонская принялась «копать» под своих оппонентов привычным для нее способом — прокурорскими проверками, попытками найти компромат и любые нарушения закона, чтобы закрыть если не сам фильм, то хотя бы его создателей.
В пылу этой борьбы на минувшей неделе, в пику предстоящему закрытому просмотру «Матильды» в рамках Парламентского киноклуба, Поклонская представила коллегам в Думе альтернативный фильм «Другая «Матильда»: об уроках шулерства от режиссера А.Учителя». Впрочем, фильм — это громко сказано; на деле это был часовой монолог продюсера Владислава Москалева, обвиняющего своего бывшего партнера Учителя в подмене сценария «Матильды» и заодно (чтоб два раза не вставать) хищении выделенных на нее 3 млн долларов. Факты, излагаемые господином Москалевым, не могли не понравиться Поклонской, которая тут же передала эти материалы «в ФСБ и следственные органы».
Однако слепое следование пословице «Враг моего врага — мой друг» может в данном случае выйти боком Наталье Владимировне. Понятно, что Москалев в своем изобличительном видео говорит вещи, в которые ей очень хочется верить (а в своей вере она тверда и неотступна, как показывает практика). Тем не менее, Поклонской как профессиональному юристу, прокурору и депутату было бы неплохо проверять как сами факты, так и личности тех, кто их предоставляет.
В частности, господин Москалев в своем видео представляет себя как успешного продюсера, балетного импресарио и супруга «суперзвезды мирового балета» Светланы Лунькиной. Но умалчивает об одной маленькой, но существенной детали — он находится в розыске Интерпола. Вот уже пять лет он скрывается в Канаде, поскольку в России его обвиняют в… крупном хищении средств,
Обратимся к официальным документам. По версии следствия (постановления о возбуждении дела и объявлении Москалева в международный розыск имеются в распоряжении редакции), в период с 21 декабря 2011 года по 4 июля 2012 года продюсер-обличитель похитил денежные средства, принадлежащие одному фонду, «причинив материальный ущерб на общую сумму 117 млн 397 тыс. 895 руб. 01 коп., то есть в особо крупном размере».
В двух словах сюжет этой уголовной истории таков: будучи председателем попечительского совета фонда, который взялся за экранизацию «Матильды», Москалев воспользовался своим служебным положением и в несколько приемов вывел средства на счета подставных фирм — якобы на изготовление декораций. И был таков. Последние пять лет бывшие партнеры безуспешно пытаются вернуть эти деньги, которые Москалев тратит на свою красивую жизнь в Канаде (а на 3,5 млн долл., которые составляли те 117 млн рублей в те годы, можно где угодно жить красиво и не один год).
А теперь сопоставляем факты. Есть депутат Государственной Думы, фанатично преследующая Алексея Учителя за оскорбление ее любимого святого, и есть его бывший партнер, у которого свои личные счеты с режиссером — а заодно и мотив «свалить с больной головы на здоровую» пропажу крупной суммы денег. Обратите внимание — суммы очень похожи: Москалева обвиняют в хищении 3,5 млн долл., а тот Учителя — в хищении 3 млн долл.
Совпадение? Не думаю. И совершенно ясно, кто кого использует в своих целях (спойлер — уж не Поклонская Москалева, это точно). Как известно, лучшая защита — нападение. С помощью целого депутата, которого продюсер использует как таран, Москалев хочет «отмыться» от обвинения в хищении средств, переложив ответственность на бывшего партнера-режиссера.
Конечно, союз с лицом, которого разыскивает Интерпол, не добавляет очков Поклонской. На белоснежном мундире крымской прокурорши эта связь — как грязь, очередное и трудновыводимое пятно.
Впрочем, к пятнам на репутации, причем не только от истории с «Матильдой», Поклонской в последнее время не привыкать. За год в публичной политике она уже не раз оскандалилась, выступая с весьма спорными или откровенно глупыми заявлениями. А совсем недавно всплыла неприятная история из ее прокурорской юности — мол, за 10 лет до возвращения Крыма она выступала на стороне гособвинения проживающего в Керчи Виктора Сажина. Тот отличился как пророссийский активист во время событий «оранжевой революции», а именно — не пустил в Крым автопоезд «оранжистов», вместе с сотоварищами крепко их отделав. Новые власти судили его как организатора беспорядков, и якобы сама Поклонская требовала для него 7,5 лет лишения свободы (дали в итоге 2,5 месяца — как раз те, что Сажин отсидел в СИЗО, — и освободили).
На беду Поклонской, эту историю раскопали журналисты; документы с ее именем в качестве гособвинителя широко растиражировали в блогах и соцсетях, упрекая ее как минимум в двуличии. Сам Сажин в интервью «МК» прямо заявил, что Поклонская его на процессе «не топила» и «как раз самая добрая из трех прокурорш та рыженькая и была». Мол, претензий у меня к ней нет. Однако опровержение, как всегда, оказалось не так популярно, как скандальный «наброс». То есть ложечки нашлись, а осадок — остался.
По большому счету, в течение последнего года мы все наблюдаем чуть ли не в прямом эфире большую человеческую трагедию. А именно — как из всероссийской Няши и героини «крымской весны» Наталья Поклонская превращается в тыкву с репутацией религиозного фанатика и очень сомнительным окружением. И здесь будет трудно списать что-то на происки каких-то ее недоброжелателей — с такими друзьями, как Москалев, госпоже Поклонской и враги-то не нужны.